ИНТЕРНЕТ-СПРАВОЧНИК
МАРКСИЗМА
Главная Выход | Вход
         УЧЕНИЕ МАРКСА           ВСЕСИЛЬНО,
ПОТОМУ ЧТО ОНО ВЕРНО
!
 Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Проект коммунистов РПУ (м-л)
Разделы сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Апрель » 18 » СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА - ЭПОХА ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛИЗМУ
08:55
СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА - ЭПОХА ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛИЗМУ

СОВРЕМЕННАЯ  ЭПОХА  -  ЭПОХА  ПЕРЕХОДА  К  СОЦИАЛИЗМУ

СОЦИАЛИЗМ  -  ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

     Ход истории все убедительнее подтверждает справедливость марксистского вывода, что современная эпоха есть эпоха перехода от капитализма к социализму. Капиталистические отношения собственности перестали соответствовать производительным силам и потому не служат более развитию цивилизации. Они превратились в оковы производства, которые должны быть разбиты. Капиталистическая частная собственность на средства производства осуждена историей и неизбежно будет уничтожена.   

     Факторы, препятствующие прогрессивному развитию производительных вил общества и предопределяющие необходимость перехода капитализма в социализм:

  1. Продолжение прогрессивного развития производства требует все большего объединения материальных, интеллектуальных, творческих, физических, природных возможностей человечества, все большей ассоциации производителей. Уже не отдельных государств и национальных общин, а возможностей глобальных, общемировых. Процесс этот объективен и все развитие капитализма показывает, как мелкое производство вытесняется крупным, а крупное крупнейшим. Однако довести процесс до конца капитализм не способен. Преградой стают его отношения собственности, которые разъединяют, обособляют, сталкивают в конкуренции производство и производителей. Чем далее, тем более углубляется пропасть между объединительными потребностями развития производства и возможностями их реализации в условиях частнособственнических капиталистических отношений. Поэтому социализм, установление которого имеет по существу экономический характер, развивает, а коммунизм завершает, процесс ассоциирования производительных сил начатый и пока ведущийся капитализмом. Он является базисом для превращения имеющихся реально условий объединения производительных сил в объединение.
  2. Капитализм довел до предельных уровней производительность производства на своих предприятиях. В то же время общественная организация труда внутри предприятий стала несовместимой с существующей рядом с ней и над ней анархией производства в обществе.
  3. Крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют производить огромное количество всех необходимых для жизни предметов. Однако именно это свойство в условиях капиталистических отношений порождает всю нищету и экономические кризисы. Только  необходимость превращения средств производства в капитал, с одной стороны, мешает производству свободно действовать, а с другой - трудиться и жить производителям. Абсурд капитализма в том, что источником нужды и лишений становится не недостаток, а изобилие продуктов, изобилие всех элементов производства и общего благосостояния, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большим производством.
  4. Капиталистическое производство не может функционировать без рынка труда и армии безработных. Это выводит из сферы активного общественного производства огромные массы трудоспособных людей и значительно снижает производительный потенциал общества. При капитализме рост народонаселения, равно как и возрастание технических возможностей производства, приводит не к адекватному увеличению числа работающих и расширению производства, а к снижению спроса на рабочие руки и возрастанию количества безработных. Расхищение человеческих сил порождается капитализмом и объективно ему свойственно. Например, безрассудная растрата рабочей силы, когда множество людей занято прислуживанием одному человеку, выполнением нелепых причуд своих господ. Вместе с тем от активной производственной деятельности отстраняется часть населения, паразитирующая на ростовщичестве - владельцы банковских счетов, акций, ценных бумаг и т.п. Существует бесполезный для общества слой благоденствующих тунеядцев, который процветает на присвоении, т.е. эксплуатации, части труда производительно активной рабочей массы общества. Современная техника все более вытесняет из производства буржуазию, но в условиях капитализма направляет ее не в армию труда, а в армию «излишнего» населения, в армию общественных нахлебников. Капитализму также свойственно ничем неоправданное расточительство при расходовании производимых всем обществом богатств. Здесь не только удовлетворение бессмысленных потребностей презревшей всякую разумность буржуазии, но расходы на рекламу, на сокрытие научно-технических разработок от промышленного шпионажа одними и на промышленный шпионаж другими, на придание продукции ненужной вычурности и внешнего лоска, и т.п.
  5. Все возрастающие масштабы производства, сложность его технологий и организации, задачи научно-технических исследований, постоянно расширяющиеся запросы масс людей, глобальные проблемы развития человечества и т.д., обусловливают необходимость роста компетенции, профессионального уровня управляющих им, а также объединения интеллектуального потенциала. Следствием этого требования прогресса стало отделение собственности на капитал от приложения капитала к производству, т.е. руководство производством переходит от владельцев капитала к наемным служащим - профессиональным специалистам. Что прямо отражает общественную бесполезность капиталистов, которые, не имея никакого отношения к процессу производства, присваивают себе его результаты в самой паразитической форме – получением дивидендов и процентов по акциям и облигациям. В то же время, такое отделение отнюдь не означает изменение социальной природы капитализма, ибо целиком протекает в рамках интересов действительных собственников-капиталистов. В силу этого, в конечном счете, управление производством сохраняется за дилетантами и алчностью капиталистов, что не может не искажать и не сдерживать ход прогресса. Вместе с тем, капитализм не способен полноценно решать задачу подготовки специалистов соответственно нарастающим и усложняющимся потребностями производства. Препятствует верховенство частного интереса владельцев капитала, для которых всякое обучение невыгодно, поскольку не несет прямой прибыли, но ведет к огромным затратам. Поэтому такую задачу капиталисты, очередной раз обнаруживая собственную недееспособность и общественную бесполезность, переложили на государство, т.е. на общество. Однако при том результаты применения создаваемого всем обществом и, вследствие этого, законно ему принадлежащего, интеллектуального потенциала достаются не обществу, а присваиваются частными лицами, т.е. служат не обществу, а отдельным его членам. Фактически это есть не только реакционное сужение использования общественного интеллектуального потенциала, но и прямое обкрадывание общества. Ради корыстных интересов отдельных индивидуумов.

     Капитализм сыграл в жизни человечества величайшую прогрессивную роль, развив производительные силы общества до возможности создания такого общественного строя, в котором всех необходимых для жизни предметов производится достаточно, чтобы каждый член общества был в состоянии свободно развивать и применять свои силы и способности. Однако в условиях капиталистических отношений собственности возможное благополучие никогда не станет действительным, поскольку господствует индивидуалистический способ присвоения произведенного. Что отчуждает собственно производителей от результатов труда, лишает их возможности участия в процессе распределения, отнимает благополучие у большинства ради благополучия меньшинства. Потому весь ход истории, все экономическое развитие человечества ведут к прекращению господства капитализма.

     Процесс стихийного, пока поэлементного и частичного, но неудержимого воплощения в жизни требований прогресса, идет все убыстряющимся ходом. Ибо сами производительные силы с возрастающей мощью стремятся к тому. Социализм в данном историческом движении есть продолжение воплощения прогрессивных процессов, которые зародились и развились при капитализме, но которым капиталистические отношения не позволяют достичь своего логического завершения. Полное завершение этого процесса будет достигнуто в коммунизме. Таким образом, социализм и коммунизм не чья-то выдумка, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил. Социализм завершит процесс обобществления труда и средств производства, устранит отчуждение масс производителей от средств производства и результатов труда, передаст все вопросы развития во всеобщественное разрешение - установит общественное регулирование, как сферой труда, так и сферой потребления, создаст условия для свободного и заинтересованного труда масс производителей «по способностям», что, в конечном итоге, приведет к реализации принципа обеспечения каждого члена общества «по потребностям». Он навсегда ликвидирует эксплуатацию человека человеком и социальное неравенство между людьми. В конечном итоге, выстроенная посредством социализма система коммунизма создаст условия для последующего, уже неантагонистического, совершенствования отношений между людьми в процессе обязательного приведения их в соответствие с продолжающимися непрерывно развиваться производительными силами, сведя проблему к простому противоборству закостенелости и новаторства.

     В марксизме понятиями СОЦИАЛИЗМ и КОММУНИЗМ обозначается четко и конкретно обоснованное состояние общества. Сущностно они основываются на ключевом тезисе - материалистическое понимание истории исходит из того положения, что основу всякого общественного строя составляют производство, а вслед за производством обмен его продуктов, когда в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Поэтому установление социализма и коммунизма имеет по существу экономический характер и на деле является превращением имеющихся налицо условий в условия объединения индивидов. Вместе с тем оно лишает стихийности все стихийно возникшие предпосылки, как создания предшествующих поколений, и подчиняет их власти объединившихся индивидов. Таким образом, строй, создаваемый коммунизмом, является тем действительным базисом, который исключает все существующее независимо от индивидов. При этом ни социализм, ни коммунизм не закостенелые доктрины, но движение, являющееся следствием крупной промышленности и ее спутников. Для социализма - это возникновение мирового рынка и обусловленной тем безудержной конкуренции; господство монополий и возрастание их империалистических устремлений; возникновение и усиление государственно-монополистических процессов; кризисы, принимающие все более разрушительный, все более всеобщий характер; формирование пролетариата и концентрация капитала с вытекающей отсюда классовой борьбой между пролетариатом и буржуазией.

     Для первых социалистов понятия социализм и коммунизм были тождественны и использовались как синонимы. Маркс разделил их на два, выделив коммунизм, как законченную высшую стадию развития человеческого общества и указав на необходимость некоего динамичного переходного преобразовательного периода от капитализма к коммунизму, т.е. собственно социалистического периода. То, что называется социализмом, Маркс устанавливал первой или низшей фазой коммунистического общества. В самом этом определении не только отражена суть правильного понимания социализма, но и продемонстрирована последовательность применения материалистической диалектики, учения о развитии. Вместо схоластически-надуманных, сочиненных определений и бесплодных споров о словах – что социализм, что коммунизм, коммунизм здесь рассматривается как нечто последовательно, через ряд ступеней зрелости, развивающееся из капитализма. Данное примечание особо значимо, поскольку именно непонимание объективной сути социализма и неумение применять материалистическую диалектику является причиной большинства теоретических заблуждений и практических просчетов коммунистов, что обусловило накопление ими ошибок, и, в конечном итоге, привело к поражению социализм 20-го века.

     Правильное понимание социализма начинается с усвоения самого важного качественного его отличия от всех предыдущих общественных систем. Того, что социалистическое созидание носит не хаотический характер эмпирического поиска, а осознанный, научно управляемый. То есть, при социализме люди впервые вводятся в условия действительно человеческие. Если прежние общества были навязаны человеку природой и историей, то с момента, когда люди начинают сознательно творить свою историю и все прежние силы, доселе господствующие над историей, поступают под их контроль, т.е. имеют те последствия, которых люди желают, начинается собственно человеческая история человечества. "Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" (Ф.Энгельс). В отличие от капитализма, который только перенес - с удесятеренной яростью - из природы в общество дарвиновскую борьбу за отдельное существование и выставляет это естественное состояние животных как венец человеческого развития. Потому переход к социализму, открывающий человеческую историю человечества, есть наиболее значимое достижение в развитии земной цивилизации, а Великая Октябрьская Социалистическая революция, положившая начало этому переходу – самое выдающееся событие во всей истории человечества до настоящего времени.

     Определяя СОЦИАЛИЗМ, марксизм исходит из того, что переход к новой общественной системе, т.е. коммунистической, произойдет не неким скачком и осуществится не каким-то единовременным политическим актом. Для того потребуется целый промежуточный период, в ходе которого последовательно будут производиться необходимые преобразования. Преобразования, избавляющие человечество от изживших себя остатков прошлых общественных отношений и подводящие его к новому общественному порядку, постепенно формирующие все составляющие этого нового порядка - новую организацию производства и всего общественного хозяйствования, новую организацию управления общественной жизнью, новую культуру, новую человеческую личность. Задача весьма трудная и сложная, поскольку создавать все это приходится на «пустом месте», не имея исторического опыта и, напротив, наперекор большей части имеющегося жизненного опыта человечества. В таких условиях исключительно важное значение приобретает верное понимание и неуклонное выдерживание тех решающих целей, к которым должно быть устремлено и, в конечном счете, привести социалистическое созидание. Целей, которые являются указующими маяками на всем пути социалистических преобразований. Естественно, это цели коммунизма. Таким образом, задачи социализма непосредственно вытекают из целей коммунизма. Марксизм достаточно четко раскрыл сущностное содержание коммунизма, определил его основные принципы и черты. В самом общем виде коммунизм есть то, что соединяет труд и собственность, производителя и потребителя, работника и результат его труда, а весь процесс развития общества ставит в зависимость от потребностей и интересов людей. Решение всех этих задач носит радикальный, революционный характер. Ведь в отличие от предыдущих социальных движений, которые были движениями меньшинства и совершались в интересах меньшинства, коммунистическое движение есть движение большинства в интересах огромного большинства. Потому, чтобы осуществить такой решительный поворот, необходимо изменить весь существующий и существовавший доселе порядок жизни. Прежде всего, устранить индивидуалистический способ присвоения и установить общественные отношения собственности. На деле это означает отмену частной собственности на средства производства и разрушение всего, что ее охраняет и обеспечивает, т.е. уничтожение всей образующей нынешнее официальное общество надстройки. Тем самым создаются объективные условия для последующего коммунистического созидания, поскольку после такого переворота производство будет обращено на пользу всего народа и потому перестанет быть капиталистическим. В этом - в упразднении частной собственности на средства производства и замене ее собственностью общественной, заключено решающее начальное условие самой возможности движения к коммунизму. Только его выполнение положит конец эксплуатации труда капиталом, заложит основу для социального равенства людей и их свободного объединения. Людей равных не в области личных потребностей и быта, а равных в освобождении от эксплуатации, равных в отношении к средствам производства, равных в обязанности трудиться по своим способностям и получать за это по труду. До тех же пор, пока трудовой народ не станет собственником средств труда, а тем самым и собственником продукта своего собственного труда, ни о каком освобождении и, естественно, ни о каком социалистическом развитии, вести речь невозможно. Чтобы освободить трудящиеся массы, труд должен развиваться в общенациональном масштабе и, следовательно, на общенациональные средства. Вместе с тем, отменой частной собственности на средства производства создаются объективные условия, которые, с одной стороны, выводят из действия экономические законы капитализма, а с другой – вводят в действие экономические законы социализма, т.е. открывают дорогу для коммунистических преобразований, запускают механизм их претворения в жизни, являются их отправной точкой. Не проведя такого изменения отношений собственности, невозможно говорить ни о коммунизме, ни о социализме. То есть коммунизм, его первая фаза – социализм, начинается исключительно с политического акта правовой отмены частной собственности. Другого быть не может. Совершить такой переворот способен только рабочий класс, освобождение которого обусловлено необходимостью уничтожения своего собственного способа присвоения, своих собственных жизненных условий, а значит уничтожения всего существовавшего до сих пор способа присвоения в целом, всех бесчеловечных жизненных условий буржуазного общества. Практически такой переворот может быть осуществлен исключительно завоеванием политической власти рабочим классом и установлением пролетарской государственности. Ибо никакие эволюции буржуазного парламентаризма и ее демократии никогда не приведут к отмене частной собственности.

     Поскольку принципы коммунизма едины для всех стран, то и основные задачи социалистического периода едины для всех стран. Ведь не может быть какой-либо национальной альтернативы для отмены частной собственности или для потребности организации общественного регулирования труда и потребления. Могут быть лишь исходящие из конкретных условий каждого народа и каждого государства различные пути и методы решения этих задач. Именно на этой сугубо технологической многозначности строится подкидываемая буржуазной пропагандой путаница о якобы различных социализмах – шведском, китайском, русском и прочих. Коммунизм, как общественный строй, безусловно, един, но способы его достижения, т.е. осуществление в жизни его принципов, на социалистическом этапе, различны и многообразны. Так если для отсталой полуфеодальной России решение коммунистических задач необходимо начиналось с индустриализации промышленности, реорганизации сельского хозяйства и культурной революции, то перед более развитыми капиталистическими странами, уже в значительной степени решивших эти вопросы, естественно становятся другие задачи. Поэтому речь можно и нужно вести не о разнообразии социализмов, а о разнообразии путей движения к единой общей коммунистической цели, о разнообразии методов ее достижения. Вот в том могут быть и шведский, и китайский и т.д. пути. При этом естественно, что чем развитее страна, тем короче этот путь, тем более быстро и менее болезненно он может быть пройден. В то время как слаборазвитые страны, пусть имеющие больший революционный задор, вынуждены пройти более длинный, сложный, противоречивый и болезненный путь. Однако общая задача и конечная цель у всех одна - создание материальной, социальной, культурной базы коммунизма. То есть у всех одна общая точка встречи, хотя пути к ней ведут разные. Из сказанного следует, что собственно социализм не имеет какой-то завершенной, законченной формы, а есть процесс, процесс создания, накопления и сложения отдельных элементов коммунистического общества в едином, конечном, завершающем процесс, итоге – коммунизме.

     Закономерно, общей задачей социалистического периода является воплощение в жизнь принципов коммунизма. Или - цели коммунизма есть задачи социализма. Лишь после решения этих задач, взятых вместе, будет завершен переход к коммунизму. Но марксизм не только обозначает принципы и цели коммунизма, он определяет и основные направления по которым их должно воплощать в жизнь. То есть, указывает направления, обеспечивающие практическое решение коммунистических задач на социалистическом этапе.

     Прежде всего, ставится задача доведения производительных сил до такой высокой ступени, чтобы сделать возможным обеспечение каждого члена общества материальными благами «по потребностям». Ибо только с ее решением, вместе с тем и вслед за тем, становится возможным решение всех прочих задач. То есть по мере ее решения и на основе ее решения ведется выстраивание собственно коммунистического общества (аналогично, как и все предшествующие общественные системы, выстраивание которых определялось их производительными возможностями). Решающая важность этого принципа, который фактически олицетворяет общий принцип коммунизма, состоит в том, что лишь с его реализацией и на его основе в человеческом обществе возможно установление тех свободы, равенства, братства и справедливости, о которых мечтали и к которым стремились многие поколения людей. При этом марксистское понимание равенства и справедливости принципиально отличается от буржуазного. Если буржуазия выставляет высшим проявлением равенства и справедливости «равное право», то марксизм разбивает это представление и объясняет, что на деле «равное право» не есть равенство, что «равное право» всегда предполагает неравенство. Поскольку всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые не одинаковы, не равны друг другу - один сильнее, другой слабее, один женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше и т.д., то и «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость. Чтобы избежать этого, право, вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным. Поэтому подлинное равенство и справедливость достигается лишь при распределении материальных благ «по потребностям» каждого человека, когда различие в жизни и труде, не влечет за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления. Первая фаза коммунизма подобной справедливости и равенства дать еще не может, а потому ее главной экономической задачей становится достижение такого производительного уровня, при котором каждый член общества будет получать «по потребностям». Только тогда между людьми установятся подлинные равенство и справедливость. Социализм решает такую задачу. Он по-своему, своими приемами, на базе достигнутого капитализмом осуществляет движение вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом. Капитализм создал материальный базис нового мира. С одной стороны, развил мировые отношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, с другой – развил производительные силы человека. Социализм подчиняет, неизбежность чего всецело и исключительно исходит из экономического закона движения современного общества, все это общему и общественному контролю, т.е. превращает капиталистическое общество в коммунистическое. При социализме управление промышленностью и всеми отраслями производства изымается из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов и все отрасли производства находятся в ведении всего общества – ведутся в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, за счет полного обобществления труда и его централизации, возрастания производительной мощи на началах крупного производства и новейшей технической базы, рационального планомерно-научного хозяйствования и освобожденного труда создаются производительные силы, которые позволят материально обеспечить реализацию принципа распределения «по потребностям».

     Другой решающей задачей социалистического периода является организация общественного регулирования как сферой труда так и сферой потребления, организация всей общественной жизни. Социалистическое общество не такое коммунистическое общество, которое развилось на своей собственной основе. Оно еще не вполне зрело экономически и не свободно от традиций и следов капитализма. Сохраняется в нем и «буржуазное право». Просто других норм, кроме «буржуазного права», пока нет. Даже переход средств производства в общую собственность всего народа не может ликвидировать его немедленно и оно продолжает господствовать, поскольку продукты делятся «по работе». Поэтому при социализме «буржуазное право» отменяется не сразу и не вполне, а лишь отчасти, лишь в меру уже достигнутого экономического переворота, т.е. лишь по отношению к средствам производства. Но оно остается в другой своей части, остается в качестве регулятора (определителя) распределения продуктов и распределения труда между членами общества. Вследствие чего сохраняется и государство, охраняющее это буржуазное, фактически освящающее неравенство, право, т.к. думать, что, свергнув капитализм, люди сразу станут работать на общество без всяких норм права, значит впадать в утопизм. Поскольку право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленный им уровень развития общества, то для его полной ликвидации необходимо поднять этот уровень до коммунистических требований, до возможности осуществления распределения «по потребностям». Лишь таким образом будут ликвидированы, отомрут за ненадобностью, как всякое право, так и всякое государство, и на деле восторжествуют настоящие равенство и справедливость. Отсюда вопрос о политической власти является решающим не только при свержении буржуазии и защите от ее последующих контратак, но на всем этапе социалистического развития при проведении социалистических преобразований. То есть социализм предполагает пролетарскую власть и пролетарское государство, как организованную силу пролетариата, как политический орган, дающий возможность пролетарской массе вершить все дела. Без этого достижение коммунизма немыслимо. Поэтому марксизм признает классовую борьбу развитой лишь тогда, когда она не только охватывает политику, но в политике берет самое существенное – устройство государственной власти. При этом он исходит из того, что государство есть структура классовая, а потому буржуазное государство, которое создано и приноровлено исключительно для реализации интересов буржуазии, как орудие осуществления ее господства, орудие эксплуатации угнетаемых ею классов, никоим образом не может быть приспособлено к интересам масс трудящихся. Если все предыдущие перевороты усовершенствовали государственную машину, то пролетариат, во главе с рабочим классом, не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих целей. Чтобы освободиться, он должен разрушить эту машину и создать новый механизм власти, обеспечивающий его собственные интересы и потребности. Власть нужна пролетариату, чтобы получить возможность изменить существующие законы соответственно своим собственным интересам и нуждам. Поэтому пролетариат берет государственную власть и использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Этим обеспечивается политическая сторона дела. Однако победа в политике есть только часть, притом не самая трудная часть, решения общей задачи. Более сложная и важная часть созидательная – победить в организации экономической жизни. Сделать это возможно единственно через приобщение всего народа к активному самостоятельному хозяйствованию. Только когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным развитием, когда все члены общества станут служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката», будет открыта дверь в коммунизм. Но пока не заложены основы коммунистического порядка, пока существуют классы и общественное неравенство, пока общественная собственность не будет расцениваться как неколебимая основа существования общества, а люди не привыкнут к исполнению общественных обязанностей не по принуждению, а из сознания необходимости работать на общую пользу, обойтись без всякого подчинения, без контроля, без «надсмотрщиков и бухгалтеров», без государственных чиновников невозможно. Поэтому, учет и контроль – вот главное, что требуется для налажения и для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Уточнение - такая распространенная на все общество «фабричная» дисциплина, никоим образом не является идеалом коммунизма, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусностей и мерзостей капитализма и для дальнейшего движения вперед. Конечная цель в том, чтобы необходимость соблюдения несложных, основных правил всякого человеческого общежития стала у людей привычкой. Не достигнув этого, не может быть и речи о важнейшем материальном условии развития социализма – о повышении общественной производительности труда. Лишь после того, как будет сломлено сопротивление буржуазии и трудящиеся научатся организовывать социалистическое производство государственному аппарату суждено умереть и уступить место аппарату хозяйственного управления, который заполнит собой всю деятельность по-новому организованного общества.

     Отдельно вопрос об отмирании государства, что с буржуазной точки зрения есть чистая утопия. Однако по марксистской мысли отмена государства является необходимым результатом отмены классов. Когда уничтожение классов - это основное требование коммунизма, будет осуществлено, то вслед за тем естественно отпадет сама потребность в организованной силе одного класса для удержания в подчинении других классов, ибо некого будет подавлять. Когда исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, государственная власть потеряет свой политический характер. Поэтому социализм, в период которого идет ликвидация классов и всякого общественного неравенства, вместе с тем есть период отмирания государства. Что значит уничтожить классы? Уничтожить классы – это значит поставить всех граждан в одинаковое, равное отношение к средствам производства всего общества. В связи с этим, когда марксизм говорит о равенстве, то понимает под ним всегда равенство общественное, равенство общественного положения, а не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей. В области политической это равноправие, в экономической области – уничтожение классов. Понятие равенства глупейший и вздорный предрассудок помимо уничтожения классов. Отсюда, общество, в котором осталась классовая разница не есть коммунистическое, а общество, в котором не ведется работа по ликвидации классов не есть социалистическое. Марксизм четко отличает тот период, когда классы еще есть, и когда их уже не будет. Он самым ясным образом указывает, что только коммунизм есть уничтожение классов, что все предположения об их исчезновении до коммунизма есть преступная и глупейшая выдумка. В свою очередь социализм есть период уничтожения всех общественных различий и классов, есть превращение всех членов общества в единую ассоциацию работников. Вследствие чего, вместе с исчезновением классов, вслед за их исчезновением, неизбежно исчезает и государство. Таким образом, если уничтожение буржуазного государства невозможно без насильственной революции, то уничтожение пролетарского государства, т.е. уничтожение всякого государства, невозможно иначе, как путем отмирания. Отсюда вывод, что диктатура одного класса является необходимой для целого исторического периода, отделяющего капитализм от общества без классов, от коммунизма. Вместе с тем, уничтожение государства есть также уничтожение и демократии, отмирание государства есть отмирание и демократии. Буржуазия кичится своими демократическими достижениями и связывает их с понятием свобода. Она не признает, что на деле всякая демократия исключает свободу, что демократия в сути есть признающее подчинение одной частью населения другой его части государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой. Поэтому марксизм определяет три уровня демократии. 1 - демократия буржуазная – демократия для меньшинства, лишь в виде исключения, никогда не полная. 2 - демократия пролетарская – демократия для большинства, почти полная, ограниченная только подавлением сопротивления буржуазии. 3 - демократия действительно полная, демократия перешедшая в привычку, когда люди станут соблюдать все условия общественности без насилия и без подчинения. То есть полная демократия равняется никакой демократии. Это не парадокс, а истина. Отсюда ясно, что только в коммунистическом обществе, когда и государство и демократия станут ненужными и исчезнут, возможно говорить о подлинной свободе и равенстве людей. Ясно также, что не буржуазия, а именно пролетариат, который непосредственно заинтересован во всемерном развитии демократии – сначала к пролетарской и далее к никакой, является основным ее носителем и двигателем ее развития. В то время как буржуазия, в силу того, что само существование системы наемного рабства без насилия объективно невозможно, стремится увековечить и государство, и камуфлирующую его насильственную суть демократию. Тем самым  увековечить и насилие, и неравенство, и рабство.

     Третья основная задача социалистического периода – культурно-нравственный рост общества, воспитание нового человека. Если крепостническая организация общества держалась на дисциплине палки, капиталистическая – на дисциплине голода, то коммунистическая, к которой первым шагом является социализм, держится на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся. Чтобы это стало реальностью в обществе должны установиться отношения, при которых общественная собственность расценивается как незыблемая и неприкосновенная основа его существования, труд является не просто средством поддержания жизни, но становится первой жизненной потребностью каждого человека, а соблюдение основных правил человеческого общежития входит в привычку. Очевидно, что воспитание людей такого качества, на основах старого общества невозможно. Поэтому марксизм говорит о новом поколении людей, выросшем в новых, свободных общественных условиях. Но для того требуется длительный период и пытаться предвосхитить этот грядущий результат все равно, что четырехлетнего ребенка учить высшей математике. Для полного понимания задачи воспитания человека нового общества необходимо расширить марксистское представление о равенстве и свободе. Если выше этот вопрос рассматривался в смысле общественного положения людей и состояния отношений между ними, то не менее важным является вопрос личной свободы каждого человека. Здесь марксизм исходит из того, что индивиды обретают свободу лишь в ассоциации и посредством ее, поскольку только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. При этом подлинную личную свободу индивиды обретают лишь в условиях полной или действительной коллективности, в которой они полноценно участвуют как индивиды, ибо развитие способностей каждого совпадает с развитием способностей всего рода «человек». В свою очередь, общественные отношения в классовом обществе, когда индивиды живут в условиях существования своего класса, т.е. находятся в этих общественных отношениях не как индивиды, а как члены класса, и получают средства развития лишь постольку, поскольку есть индивиды этого класса, составляют не коллективность, а суррогат коллективности, мнимую коллективность. Эта мнимая коллективность всегда противопоставляет себя индивидам, как нечто самостоятельное, а для подчиненного класса представляет собой не только иллюзорную коллективность, но и оковы. Поэтому лишь в условиях действительной коллективности, когда нет ни классов, ни государства, когда условия, которые до того предоставлялись власти случая и противостояли отдельным индивидам, ставятся под их контроль, индивиды обретают подлинную личную свободу. В такой коллективности осуществляется воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, которое делает каждого человека активным и непосредственным деятелем общественного развития. Вместе с тем люди освобождаются от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку и которая противоречит объективной потребности общественного ведения производства. Такое производство не может осуществляться людьми, из которых каждый подчинен какой-нибудь отрасли, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже современная промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Высокотехнологичная же промышленность будущего, ведущаяся сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей с разносторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Всестороннее обучение и воспитание обеспечивает возможность каждому члену общества полностью развивать и применять свои всесторонние способности. В итоге создастся такое объединение индивидов, в котором развитие всех индивидов совпадает с развитием каждого отдельного индивида, а развитие каждого является условием развития всех. Если всегда прежде условия развития предоставлялись власти случая и, совершаясь за счет большинства, противостояли отдельным индивидам, то в коммунизме эти антагонизмы уничтожаются и тем завершается процесс человеческой эмансипации, процесс завоевания человеком человека в себе. То есть достигается высшая степень развития индивидуальности.

Просмотров: 5 | Добавил: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Архив материалов
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
                                                                                                                                                                                                                                                              E-mail: galcomm@yandex.ru   
Редакция несет полную ответственность за публикуемые материалыВсе материалы сайта могут использоваться без ограничений