РЕФОРМИЗМ ПРОТИВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- ФОРМУЛА СОВРЕМЕННОГО
ОППОРТУНИЗМА
Недавно по многим средствам массовой
информации коммунистической и "левой" направленности прошла статья Георгиоса Мариноса, члена
Политбюро ЦК КП Греции, для немецкого журнала MARXISTISCHE BLÄTTER. В условиях
вопиющей скудости и примитивизма теоретических разработок современных
коммунистов эта статья становится значительным событием коммунистического
движения. Тем более что сегодня греческие коммунисты и КПГ заслуженно,
благодаря своей активной борьбе, занимают в этом движении не просто
авторитетную, но передовую, авангардную позицию. Поэтому их мнение для многих
коммунистов становится указующим, ориентирующим для собственной борьбы. Отсюда,
с одной стороны, особая ответственность КПГ перед мировым коммунистическим
движением, с другой - особое к ней внимание. Не только к ее практике, но и к теоретическим
усилиям, где одним из видных деятелей является тов. Г.Маринос. В связи с этим
выскажем свое мнение по поводу его последней статьи.
Мы уже не раз отмечали, что, несмотря на
марксистскую риторику, КПГ не следует указаниям марксизма в своей практической
деятельности. Что свойственно не только ей, но и некоторым иным
коммунистическим, об открыто оппортунистических речь не ведем вообще,
организациям. В частности РКРП и СКУ, безоговорочно, зачастую слепо, следующим
за КПГ. Нами даже высказывалось мнение, что поражение КПГ на последних выборах
связано как раз с этим ее отходом от марксизма. Отходом, который проявляется в
отказе, не на словах, а на деле, от двух решающих (!!!) положений марксизма.
Во-первых, КПГ не ставит задачу организации собственной самостоятельной,
выстраиваемой на иных основополагающих принципах, чем буржуазный
парламентаризм, государственной власти. Во-вторых, КПГ не предусматривает безотлагательного
упразднения частной собственности. Нигде, ни в выступлениях лидеров партии, ни
в ее руководящих документах нет внятной и твердой позиции по этим положениям. Хотя
именно в них заключена сама революционная суть марксизма, его революционная душа.
В них основа всех общественных преобразований предлагаемых марксизмом и без них
марксизм попросту убивается. Греческие коммунисты не желают этого понимать и
продолжают упорствовать в своих, фактически, становящихся оппортунистическими,
взглядах. Даже поражение на выборах, которое они объясняют лишь некими
поверхностными причинами, не заставило их усомниться в правильности своей
позиции и задуматься над ее уточнением. Статья тов. Г.Мариноса тому очередное
подтверждение.
"Цель одна: Коммунистическое движение должно заложить прочный
революционный фундамент и преодолеть свой кризис. Стать способным
организовывать рабочий класс, строить необходимый общественно-политический союз,
более эффективно сплачивать силы на столкновение с капиталом, на свержение
капиталистического варварства, на завоевание социализма". Так ставит
вопрос тов. Г.Маринос в своей статье. Думается, что большинство
коммунистов примет его без особых возражений. Однако пусть кто-то попробует
затем найти в предложенной статье ясный ответ на естественный вопрос: "А
как же всего этого достигать, как сделать?". Такого ответа там нет. Как
нет его ни в официальных документах КПГ, ни в выступлениях, заявлениях,
призывах ее руководителей. Следовательно, и в практической деятельности КПГ
искать его выражения не приходится. Несомненно, практика греческих коммунистов
не может не вызывать уважения своей активностью и боевитостью. Но если вести
речь о конкретном достижении стоящих перед коммунистами целей, суть которых выразил
и тов. Г.Маринос, то борьба КПГ фактически является не просто бесперспективной,
а и уводящей пролетариат от победы. Представляется скорее борьбой ради борьбы и
для борьбы, чем для достижения неких конечных целей. Ибо она, несмотря на всю
грозную фразеологию, не имеет, просто не ставит, четких задач на практическое осуществление
отмеченных выше важнейших и решающих составляющих этой победы. Общий разговор о
том ведется: "Безусловно, без
революционного свержения – власть, средства производства, богатство,
производимое трудящимися, останется в руках буржуазии. Объективно не будут
сформированы условия для удовлетворения народных потребностей.
Капиталистическая эксплуатация увековечится", но… дальше подобных деклараций
дело не идет. Поскольку ни в данной статье, ни вообще в руководящих документах
партии не найти в чем собственно заключается и каким образом произойдет это "революционное свержение". Не
знают? Но в марксизме, на который часто ссылаются руководители КПГ и о верности
которому постоянно твердят, все четко и конкретно определено. В коммунистическом
Манифесте ясно указано: "коммунисты могут
выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности".
Что есть общее выражение действительных отношений происходящей классовой
борьбы, выражение совершающегося исторического движения. И второе: "Революция состоит в том, что
пролетариат разрушает "аппарат управления" и весь государственный
аппарат, заменяя его новым, состоящим из вооруженных рабочих" (Ленин,
"Государство и революция"). Что есть определяющее условие решения
основной задачи социалистической революции – упразднения частной собственности.
При этом Ленин подчеркивает: "Марксизм,
который признает необходимость классовой борьбы, говорит: к социализму
человечество придет не иначе, как через диктатуру пролетариата"
("1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию"). Эти выводы -
главное, основное в учении марксизма. Их принциальная важность отражена Лениным
в пояснении, что борьба "может
окончиться лишь переходом политической власти в руки рабочего класса, передачей
всей земли, орудий, фабрик, машин, рудников в руки всего общества для
устройства социалистического производства, при котором все производимое
рабочими и все улучшения в производстве должны идти на пользу самим трудящимся"
("Проект и объяснение программы социал-демократической партии"). Именно
исходя из этого, в ответе на вопросы американских журналистов, он указывал, что
революционная программа коммунистов-марксистов, в отличие от программ
реформистских, состоящих из многих частичных пунктов, состоит из одного пункта
– свержение власти капиталистов и освобождение трудящихся от ига этих
эксплуататоров. Но как раз о том, несмотря на все угрозы капитализму и
буржуазии, у КПГ задача не ставится. Вот как ее видит тов. Г.Маринос: "Революционная перемена в Греции будет социалистической.
Движущими силами социалистической революции станут рабочий класс, в качестве
руководящей силы, полупролетарии, бедное крестьянство и самые подавленные
народные мелкобуржуазные слои города". И все. Опять
же лишь общие фразы и декларации. Однако возможно ли говорить о
социалистических переменах, не создав собственное государство,
т.е. сохранив буржуазное, и не упразднив частную собственность, т.е. сохранив
капитализм? Хороши коммунисты, усматривающие социалистическую революцию при
сохранении буржуазной системы власти и эксплуатации труда капиталом. Или они
всерьез думают, что если КПГ в ходе неких выборов завоюет большинство в
парламенте, он автоматически превратится из буржуазного в социалистический? Не понимают,
что буржуазность существующего парламентаризма заключается не в том, чье
большинство в нем заправляет, а в том, что в силу существования частной
собственности на средства производства (которую КПГ не собирается упразднять),
он неизбежно на деле останется орудием диктатуры буржуазии, органом для организации
эксплуатации и подавления громадного большинства трудящихся горсткой
капиталистов. Даже на 100% состоящий из коммунистов, но при существовании
частной собственности, его уделом будет не осуществление, как нас пытается
заверить тов. Г.Маринос, революционных социалистических перемен, а всего лишь частичное
штопанье гибнущего строя. И о каком социализме вообще можно говорить, если с
сохранением частной собственности неизбежно оставляется и деление общества на
классы, и наемный труд на капиталиста, т.е. эксплуатация, и социальное
неравенство. Куда же девается у КПГ марксизм, утверждающий, что социализм есть уничтожение классов и которое
может быть осуществлено лишь заменой частной собственности на средства
производства и обращения собственностью общественной. Только тогда, когда все граждане будут поставлены в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, социалистическая
революция уничтожит деление общества на классы и тем освободит угнетенные
массы, т.к. положит конец эксплуатации. Обо всем этом тов. Г.Мариос и КПГ просто
умалчивают. Таким образом, доверившись КПГ и под ее руководством, трудовой
народ Греции не обретет свободу, равенство и достойную жизнь, а окажется в роли
больничной сиделки при гибнущем капитализме. Именно это понял греческий народ,
отказав ей в доверии на последних выборах. В то же время, предлагая вместо упразднения
частной собственности реформы и частичные усовершенствования системы
эксплуатации, КПГ фактически совершает измену по отношению к рабочему движению.
И дело здесь не в неких нападках и клевете на КПГ, как пытается представлять
критику в свой адрес ее руководство, а в сути, так как для подлинных
коммунистов "…дело идет не об
изменении частной собственности, а об ее уничтожении, не о затушевывании
классовых противоречий, а об уничтожении классов, не об улучшении существующего
общества, а об основании нового общества…" (Маркс, Энгельс
"Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов"). Греческие же
коммунисты из КПГ забывают эти действительные основы марксизма и фактически,
несмотря на все "революционные" заявления и организацию
многочисленных массовых акций протеста, уходят сами и уводят трудящиеся массы от
конечных целей социалистического движения и коренных интересов пролетариата,
жертвуют этими интересами, подменяют их действительными или предполагаемыми
выгодами момента. В чем же тогда сущностное отличие этой признанно якобы
революционной партии от откровенных оппортунистических КПРФ и КПУ.
Тов. Г.Маринос не отрицает, что "…существуют общие правила,
основополагающие принципы, нарушение которых привело к отклонениям, дошедшим до
"еврокоммунизма". Он даже конкретно выделяет два, как он называет, критических вопроса: вопроса власти и
собственности на средства производства. Однако дальше этих заявлений
дело не идет. Ни среди проводимых им рассуждений, ни в других его статьях и вообще
в партийных документах греческих коммунистов мы не найдем твердого и внятного
определения именно этих основополагающих правил и принципов. Как не найдем четких
предложений по решению критических
вопросов. Вот как о том говорится в статье: "Наша научная теория и практика доказывают, что только
решение двух критических проблем: проблемы власти и собственности на средства
производства, только плановое развитие экономики могут открыть путь к
использованию производственных возможностей страны, к развитию промышленности,
сельскохозяйственного производства и других секторов экономики исходя из
народных потребностей". Несомненно,
правильно. Но что дальше? В чем решение? Никаких конкретных предложений. Хуже,
за общими фразами и множеством ссылок на марксизм, не только тов. Г.Мариноса, а
и вообще руководства КПГ, все принципиально важнейшие вопросы марксизма фактически
замуравлены, извращены, прямо отброшены. Что, по сути, выхолащивает марксизм и
на практике делает победу социалистической революции и социализма объективно невозможными. При этом отметим,
что руководители КПГ допускают грубое передергивание представлений, когда
доказательством правоты своих рассуждений выставляют современные протесты
греческих трудящихся. Мол, мы умеем организовывать мощные акции протеста, а
значит и наши теоретические взгляды безусловно верны. У тов. Г.Мариноса это
звучит так: "Мы не будем
отвечать на клеветнические осуждения в сектантстве. На это КПГ ответила своей
ежедневной деятельностью, значительной позицией, которую она завоевала в
рабочем, народном движении, своей лидирующей ролью в многочисленных классовых
битвах, десятках забастовках, захватах и демонстрациях. Влиянием позиций
партии, её престижем и ролью в политической жизни страны, которые намного
превышают её избирательный результат". О
сомнительности подобного подхода мы уже не раз указывали ранее, когда говорили,
что вывести на улицы массы людей, к тому же измученных нуждой,
не такая и сложная задача. С этим собственно сегодня неплохо справляется сам капитализм,
доводящий жизненные трудности людей до крайнего предела и
вызывающий их к протесту. Гораздо важнее и сложнее не вывести, а правильно повести.
Одно дело стихийный бунт возбужденных трудностями своей жизни людей и
другое их сознательная и последовательная борьба за изменение этих условий,
т.е. за социализм. В такой борьбе должны быть четко указаны
цели, ясно определены пути их достижения, установлены критерии победы. Короче, выработаны
конкретные и твердо проводимые стратегия и тактика борьбы. Которые Сталин
называл наукой руководства революционной борьбой пролетариата. Но вряд ли можно
полагать стратегией демагогически-декларативные умствования типа: "Основное – это борьба за социализм и
необходимое для этого. Эта борьба должна на практике определять ориентацию
рабочего движения, политические требования, выдвигаемые коммунистами в борьбе
против капиталистической эксплуатации, требования и цели борьбы, построение
классового единства рабочего класса, политику союзов, разработки партии о
народных проблемах". Или: "Необходимо посадить эксплуататорскую систему, силы капитала
и их политических представителей на скамью подсудимых. Выявить альтернативу: не
просто общее "развитие", "демократию", "социальный
прогресс", а социалистическое развитие для удовлетворения народных
потребностей без капиталистов и капиталистической прибыли, с передачей
богатства в руки трудящихся, которые его производят". И отсюда: "Задача
коммунистических партий… – приспособить (?! - ВН) свою стратегию и тактику к этим задачам, являющимся сущностью и причиной
существования коммунистических партий, их самым большим вкладом в борьбу за
интересы рабочего класса и народных слоев". В результате "Это поможет борьбе
трудящихся, поможет им решиться на борьбу даже в самых трудных условиях, пойти
на столкновение со своими классовыми противниками на стороне революционной
партии". Конечно, решиться и пойти
это хорошо, но… куда? Тов. Г.Маринос, куда? Нельзя сказать, что КПГ
вообще не имеет какой-либо конкретной стратегической линии борьбы. На основании
заявлений лидеров партии мы даже определили ей название, как стратегия
"Большого шага". Которая предполагает посредством такого шага в
буржуазный парламент осуществить "революционно-социалистические"
преобразования избранным этим, уже якобы "коммунистическим",
парламентом уже якобы "революционного" правительства. Таким образом,
на словах одно – революция и социализм, на делах другое – "большой шаг"
и реформы. К слову, это общая стратегия всех современных оппортунистов, включая
КПРФ и КПУ. Даже РКРП с СКУ, которые хотя и не говорят об этом прямо и даже,
напротив, критикуют такую позицию (исключая почему-то при этом КПГ), но на деле
отрабатывают именно подобный вариант. Так как ничего иного, кроме барахтанья в
рамках буржуазного парламентаризма и демократизма, в их нынешней практике
просто не обнаруживается. Никакой подготовки по созданию органов собственной
власти в виде Советов не ведется, а, значит, и упразднение частной
собственности с передачей всех средств производства и общественных богатств в
руки всего общества остается лишь досужим мечтанием. Поскольку только Советы
способны осуществить этот революционный акт и тем уничтожить существующие условия
угнетения, т.е. совершить экономическое освобождение пролетариата. И только
Советы, как государственная форма диктатуры пролетариата, способны защитить это
завоевание революции от отчаянного сопротивления буржуазии, которое будет бешеным
после того, как начнется экспроприация. Со своей стороны, мы считали и считаем парламентскую
стратегию суть реформистской. При этом не просто ошибочной и бесперспективной,
но наносящей глубокий вред рабочему движению. Которое она развращает и
обессиливает, создавая в рабочей и трудящейся массе иллюзию возможности решения
революционных задач и достижения социализма парламентским, подчеркнем –
буржуазно-парламентским, путем. Фактически она учит, что революция не нужна,
что всех ее целей можно достичь выборами и реформами.
Видимо не одни мы критикуем реформистскую
позицию КПГ. О том признается и тов. Г.Маринос в своей статье, но опять же извращая
суть критики и представляя ее лишь как некие "клеветнические осуждения в сектантстве". Однако при
чем здесь сектантство если стратегическую направленность КПГ сегодня разделяют и
проводят все оппортунисты мира. Посмотрите на последние международные совещания
якобы коммунистических и рабочих партий, где не найти собственно ни одного
решения идущего вразрез с реформистски-оппортунистической линией КПГ. Наоборот,
пока как раз критики КПГ являются сектантами. Как, например, наша Рабочая
партия, которую вызывающе нагло пытаются не замечать и игнорировать не только
КПУ, но и "революционеры" из СКУ. Можно конечно проигнорировать
отдельно взятого А.Бондарчука, но не замечать издаваемой им массовой газеты
революционно-марксистского содержания, это уже не просто глупость, но осознанное
вредительство коммунистическому движению. Тем более если в чем-то он не прав
или заблуждается. Ведь в этом случае он свои заблуждения несет в массы, а
значит, его надо не замалчивать, стоя в позе высокомерного пренебрежения, а с
ним бороться, разоблачать, выводить на чистую воду. Товарищи из РКРП и СКУ,
разве не так учит ленинизм? Или вы забыли, что кроме борьбы политической и
экономической коммунисты обязаны вести и борьбу идеологическую. Если и не
забыли, то уж точно разучились ее вести. Да и в вопросах теории додеградировались
до того, что в последние годы пробавляетесь лишь разрозненными репликами и
собиранием по миру малограмотных идеологических поделок якобы
коммунистического, главным образом по названию, содержания, не гнушаясь даже
троцкистскими из Казахстана. Видимо потому вы, длительное время пребывая в таком
положении, даже не заметили, как
отдрейфовали от конкретного марксизма к его виртуальной подделке. Не
уподобляясь вам, мы и в отношении вроде бы далекой от нас КПГ, но, признавая
ее заслуги и отдавая отчет ее значимости в современном коммунистическом
движении, не замалчиваем ее, на наш взгляд, просчеты и ошибки, а пытаемся
разобраться в них и тем помочь коммунистическому движению выйти на победный
путь борьбы с капитализмом. По-товарищески честно, по-марксистски
принципиально. Мы пока далеки от
мысли о сознательном характере ошибок КПГ и полагаем, что это следствие
поверхностности освоения ею марксизма и неумения применять его в своей
деятельности. Однако упорное, граничащее с упрямством, нежелание прислушаться к
высказываемым мнениям и критике, попытки уклониться от них за всевозможными
передергиваниями, стремление скрыть сущность своих позиций или теоретическую
несостоятельность за марксистской фразеологией и популистскими декларациями, беспринципное
потакание откровенно оппортунистическим организациям на международной арене вызывает
у нас глубокую озабоченность. И мы будем продолжать свою работу либо до полного
ее очищения от оппортунистической скверны, либо до полного ее разоблачения перед
коммунистическим и рабочим движением, перед трудящимися массами в оппортунизме.
|