К 100-летию работы Ленина «О лозунге Соединенные Штаты Европы».
МАРКСИЗМ ВИДИТ БУДУЩЕЕ !
В статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса» в 1913 году Ленин писал, что после появления марксизма каждая из великих эпох всемирной истории «приносила ему новые подтверждения и новые триумфы». В этих словах не только дань огромного уважения Ленина к теоретическому наследию К.Маркса и Ф.Энгельса, но его глубокой веры в незыблемую правоту их учения. Находят они подтверждение и в наше время. Буржуазная пропаганда сегодня изо всех сил старается принизить значение марксистской теории утверждениями, что она, мол, была верна для своего времени, но теперь якобы «устарела». Однако при этом замалчивается, что все последующее развитие капитализма шло не в противоречии, а, наоборот, в полном соответствии с этой теорией. В частности, с ленинской теорией империализма. Именно потому, труды классиков марксизма не пылятся на полках архивариусов, а активно и широко используются в политической практике, причем не только коммунистической. Ибо современные условия общественного развития, современная жизнь вообще не могут быть поняты иначе, как на основе марксистско-ленинской теории, единственно верно отражающей объективную действительность. Более того, марксизм дает возможность не только понять настоящее, но и предполагать дальнейшее развитие событий, т.е. видеть будущее. Это не гадания на кофейной гуще неких «ясновидцев», а абсолютно научно точное предвидение на основе конкретных объективных факторов и условий.
Наглядным подтверждением непреходящей актуальности и дальновидности марксизма является статья Ленина «О лозунге Соединенные Штаты Европы», которая и через 100 лет после своего написания помогает понимать суть происходящих событий.
Марксизм раскрыл, что капитализм на смену местной и национальной замкнутости привел всестороннюю связь и всестороннюю зависимость, в равной степени как материальную, так и духовную, народов друг от друга. Что плоды деятельности каждого народа становятся общим достоянием. Что, национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными. Также марксизм объяснил, что капитализм не может превращать средства производства в мощные производительные силы, не превращая их в общественные средства производства, применяемые лишь совместно массой людей. То есть сделал средства производства и производство по существу общественным. Таким образом, марксизм выявил те исторические тенденции, по которым идет вперед развитие человеческого общества. А именно, по пути объединения всех его усилий и возможностей. Это суть закон собственно прогрессивного развития человечества. Развитие самого капитализма, последовательно переросшего из капитализма свободной конкуренции в капитализм монополистический, а затем и империалистический наглядное тому подтверждение. Именно обобществление труда, проявляющееся в росте крупного производства и всевозможных сообществ капиталистов, в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, явилось тем решающим обстоятельством, которое обеспечило развитие капитализма и всего человеческого общества вперед. Подобное движение происходит и в наше время. Благодаря усовершенствованиям техники, концентрации и централизации средств производства и обращения, обобществления процесса труда современное общество продолжает двигаться вперед по пути прогресса. Фактически по пути к социализму, установление которого в сути имеет экономический характер, поскольку создает материальные условия для объединения производительных сил, имеющиеся налицо условия превращает в условия объединения. Вместе с тем, общественное развитие лишается стихийности и подчиняется власти объединившихся индивидов. Однако, в существующих условиях капитализма, по мере развития производительных возможностей, это движение тормозится, чередуется с периодами застоя и даже отбрасывается назад. Причина в нарастающем все более и более быстро обострении противоречия между общественным характером современного производства и частнособственническим присвоением. Как объясняет марксизм, современные производительные силы превосходят буржуазную форму их использования, они стали непомерно велики для буржуазных отношений собственности, которые уже не могут вмещать созданное ими богатство. И этот конфликт между производительными силами и способом производства, несмотря на попытки буржуазной науки отрицать его, существует в действительности, объективно, вне людей, независимо от их воли и поведения. Суть в том, что средства производства и производство, которые сам капитализм сделал общественными, продолжают подчиняться той форме присвоения, которая своей предпосылкой имеет частное производство отдельных производителей, когда каждый, следовательно, является владельцем продукта и выносит его на рынок. То есть способ производства подчиняется такой форме присвоения, предпосылки которой он уничтожает. В этом противоречии содержатся все коллизии современности. И чем более развивается капитализм, тем резче выступает несовместимость общественного производства с капиталистическим присвоением, тем острее несовместимость общественной организации производства внутри производственных предприятий с существующей рядом с ней и над ней анархией производства в обществе. Вся история капитализма, промышленности и торговли представляет собой историю возмущений современных производительных сил против имеющихся производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Это противоречие с неудержимой силой прорывается наружу в экономических кризисах, которые в наше время следуют одной бесконечной сплошной чередой. В кризисах экономическая коллизия достигает своей высшей точки: способ производства восстает против способа обмена. Марксизм поясняет, что при капитализме средства производства не могут вступать в действие иначе, как превратившись сначала в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы. Если этого не происходит, то они остаются без употребления, а вместе с ними вынуждена бездействовать и армия рабочих. Здесь проявляется главный абсурд капитализма, когда в его распоряжении имеются в изобилии средства производства, рабочие, жизненные средства, т.е. все элементы производства и общего благосостояния, а экономика останавливается. Более того, именно изобилие становится причиной остановки. То есть весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных богатств. «Изобилие становится источником нужды и лишений» (Фурье), потому что именно оно препятствует превращению средств производства и жизненных средств в капитал. Словами Энгельса: «Как призрак, стоит между рабочими, с одной стороны, и средствами производства и жизненными средствами, с другой, необходимость превращения этих средств в капитал. Она одна препятствует соединению вещественных и личных рычагов производства; она одна мешает средствам производства действовать, а рабочим трудиться и жить» (Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»). Другой абсурд капитализма в том, что преодоление кризиса возможно, прежде всего, путем искусственного, по сути варварского, уничтожения целой массы производительных сил. Таким образом, кризисы прямо изобличают капитализм в неспособности к дальнейшему управлению современными производительными силами, которые с возрастающей мощью стремятся к разрешению существующего конфликта, к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала. Тем самым они ставят под угрозу существование капиталистического общества и буржуазной собственности. Как видим неизбежность наступления социализма не выдумана марксизмом, а предопределяется всецело и исключительно экономическим законом движения современного общества. Марксизм лишь установил это с научной точностью.
Естественно, что капитализм, стремящийся сохранить свое господство, но не имеющий для того каких-то сущностных возможностей, старается приспосабливаться к происходящим в производстве и обществе изменениям, подгонять имеющиеся условия под такие изменения, а точнее, под требования прогресса. Таким образом, пытается сгладить присущие капитализму противоречия, уменьшить их разрушительное воздействие на капиталистическое производство и общество. Следствием именно такого приспосабливания стало появление, сначала идеи панъевропеизма, а затем и практической реализации, Соединенных Штатов Европы или по-современному – Европейского Союза (ЕС). Посредством ЕС, ему подобных соединений и государственно-монополистических отношений капитализм пытается приспособиться к новейшим нуждам развития производительных сил. Здесь он нашел такое суррогатное решение вопроса, которое, соответствуя требованиям прогресса, оставляет нетронутыми основы капитализма - капиталистическую собственность на средства производства и укладывается в капиталистические производственные отношения. Опять же это не выдумка марксизма, а отражение той объективной действительности, которую он выявил и объяснил. Марксизм научно показал, что интеграция капиталистов не есть некое чрезвычайное явление, но коренится в самой природе капитализма, объективно обусловлена его природой. Фактически развитие капитализма сегодня невозможно иначе, чем через объединения. Дело в том, что для развития современных производительных сил необходимо, объективно необходимо, неограниченное обобществление производства, централизованное управление производительными силами, рациональное планирование хозяйствования. Однако капиталистическая частная собственность на средства производства, захват монополиями решающих экономических ресурсов, использование их в целях извлечения прибыли, ограничивают уровень обобществления, подчиняют развитие производительным сил своекорыстным интересам отдельных капиталистов. Тем не менее, капитализм не может не считаться с ростом уровня обобществления производства. Словами Энгельса: «Это противодействие мощно возрастающих производительных сил их капиталистическому характеру, эта возрастающая необходимость признания их общественной природы принуждает класс самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами» (Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»). Непосредственным следствием подчинения капитализма требованиям прогресса явилась капиталистическая интеграция, суть которой при капитализме определил Ленин: «Соединенные Штаты Европы (как объединение капиталистов – ВН), при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний. Но при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы. Миллиардер не может делить «национальный доход» капиталистической страны с кем-либо другим иначе, как в пропорции «по капиталу» (и притом еще с добавкой, чтобы крупнейший капитал получил больше, чем ему следует). Капитализм есть частная собственность на средства производства и анархия производства. Проповедовать «справедливый» раздел дохода на такой базе есть прудонизм, тупоумие мещанина и филистера Нельзя делить иначе, как «по силе». Заменим здесь Соединенные Штаты Европы на Европейский Союз и получим вразумительное объяснение событий происходящих сегодня. Если конкретнее, то концентрация капитала и производства привела к тому, что на смену процессу простого образования и увеличения монополистических союзов, путем партнерства, всевозможных соглашений, поглощений и слияний, развернулся процесс мировой империалистической интеграции или – глобализация. Нынешние крупнейшие империалистические монополии не просто вышли за рамки своих государств и достигли глобальных размеров, но, преобразуясь во всемирных экономических монстров, они все более отчуждаются от национальных рамок, превращаются в обособленные самодеятельные глобально-интернациональные экономические империи и нацеливаются на подчинение себе всего мира. Понятно, что подобным супергигантам уже практически никто не способен составить даже какое-либо жалкое подобие конкуренции. Им не могут противостоять не только немонополистические предприятия отдельных стран и даже целые монополистические компании в них, а и сами государства. Уже сейчас в сферу их контроля, а во многом и активного управления, включены производственные, финансовые, торговые, транспортные, коммуникационные и иные предприятия, размещенные в разных странах, чем создается единый глобальный производственный комплекс. Создается и единый глобальный рынок, для которого утратили смысл всякие границы отдельных государств. Таким образом, современные глобальные империалистические монополии уже не столько делят мир, сколько напрямую подчиняют его своему господству. Горстка хозяев мира уменьшается, но власть их неизмеримо возрастает и господство олигархии достигает предельных уровней. Для них весь мир становится одной огромной колонией, а люди в ней мировой резервацией рабов. «Так организовано, в эпоху наивысшего развития капитализма, ограбление горсткой великих держав около миллиарда (уже миллиардов – В.Н.) населения земли. И при капитализме иная организация невозможна». Таким образом, в условиях империалистического капитализма интеграция обращается в фактическую колонизацию. Прогрессивная историческая тенденция сближения и объединения народов при господстве капитализма, капиталистической частной собственности, ведет к экономическому и политическому подчинению, по сути, закабалению, одних стран другими. Один из наглядных примеров нынешние события на Украине. Разоблачение того, как это делается на практике, также находим у Ленина: «Англия, Франция и Германия поместили за границей не менее 70 миллиардов рублей капитала. Чтобы получать " законный" доходец с этой приятной суммы, – доходец свыше трех миллиардов рублей ежегодно – служат национальные комитеты миллионеров, называемые правительствами, снабженные войском и военным флотом, «помещающие» в колониях и полуколониях сынков и братцев «господина миллиарда» в качестве вице-королей, консулов, послов, чиновников всяческого рода, попов и прочих пиявок». Взглянем на сегодняшнюю Украину и всякие вопросы об актуальности и злободневности ленинской работы отпадают. Сейчас государственный и гарантированный внешний долг Украины составляет 42,9 млрд. дол. Или 57,6% номинального ВВП по итогам 2014г. И так не только по Украине. Внешний долг Польши сегодня составляет 71% ее ВВП, Грузии – 96%, Латвии – 131%, Румынии – 71%, Венгрии – 130% и т.д. Вот тот «законный» доходец, о котором говорил Ленин. А чтобы «законно» изымать этот «доходец», в правители порабощаемым народам насаждаются всякого рода продажные проходимцы. Для этой цели даже специально были придуманы так называемые «цветные революции». Опять же взглянем на Украину с ее майданами, приведшими к власти «комитеты миллионеров, называемые правительствами» и пиявочную «элиту» откровенно прозападного послушания.
Здесь необходимо подчеркнуть, что экономической основой приведенного хода развития стало перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм (ГМК), когда гигантская сила капитализма соединилась с гигантской силой государства в один механизм. Что существенно усилило современную финансовую олигархию и ее империалистическую устремленность. В то же время посредством государственно-монополистических отношений капитализм сумел приспособиться к новейшим нуждам развития производительных сил. В ГМК он нашел такое суррогатное решение вопроса, которое, соответствуя требованиям прогресса, оставляет нетронутыми основы капитализма - капиталистическую собственность на средства производства и укладывается в капиталистические производственные отношения. В наше время государственно-монополистические процессы стали органической формой производственных отношений империалистического капитализма и без них, без самого широкого и систематического участия государства в хозяйственных процессах, вне совместного хозяйничанья монополий и государства процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. Вместе с тем, соединение силы капитализма с силой государства ставит десятки миллионов людей в одну организацию, чем обеспечивает максимально эффективную их эксплуатацию. Таким образом, в ГМК доводятся до крайности, до высшей точки, капиталистические отношения. Здесь развитие капитализма вышло за обычные рамки, поставив на очередь дня регулирование производства и распределения в общегосударственном масштабе. Оно сделало очевидным противоестественность положения, при котором производство, обслуживаемое огромной массой людей, остается частной собственностью кучки миллионеров. Необходимость замены капиталистических отношений социалистическими становится все более настоятельной. К тому же, механизм общественного хозяйствования здесь уже готов.
Всецело стоящий на почве теории марксизма Ленин, в конце статьи пророчески предопределил, что «Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом…». Прошло немного времени и победа социалистической революции в России блестяще это подтвердила созданием объединения наций в СССР, которое в кратчайшее время вырвало отсталые народы российской империи из темноты, невежества, нищеты и подняло их до уровня современной цивилизации. Через несколько десятилетий социалистическое объединение наций было осуществлено и в международном масштабе учреждением Совета Экономической Взаимопомощи – СЭВ. В противоположность Евросоюзу, задачей которого ставится не столько обеспечение равноправного и равноценного экономического развития стран его составляющих, сколько их совместное сопротивление наступающим империалистическим конкурентам США, Японии, Китая, а также России и сглаживание противоречий капитализма, СЭВ содействовало объединению и координации сотрудничества в развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. В результате хозяйственный потенциал этих стран за годы существования Совета вырос в несколько раз, а их доля в мировом производстве подходила к 50%. К примеру, Украина из глухой имперской окраины была выведена до уровня передовых держав Европы и мира. Обратим внимание, что с реставрацией капитализма экономика этих стран была разрушена и все они скатились к уровню производственных подмастерьев, сырьевых придатков и поставщиков дешевой рабочей силы для развитых государств. То есть вместо ожидаемого значительного всестороннего роста их жизненного уровня произошел его значительный спад. Как экономический, так и политический, с утратой национальной самостоятельности и свободы. При этом особо подчеркнем, что возвращение в отсталость явилось не следствием чьего-то неумелого хозяйствования, а стало результатом прямого экономического разбоя империалистических государств. Ведь разрушение внутреннего производства и рынка создает условия для внедрения внешнего империалистического капитала, а значит, для роста прибылей империалистических олигархов. Потому разрушение экономик колонизируемых стран является необходимым условием их закабаления. Для примера, на Украине только за первое полугодие этого года спад в промышленности составил 20,5%, в сельском хозяйстве – 9,3%, снижение экспорта – 35,4%, объем строительства обвалился на 28,3%, грузоперевозки упали на 21%. Не случайно в ЕС стремительно нарастают сепаратистские настроения. Разуверившись в возможностях капиталистического единства, увидев в нем империалистические и колонизаторские устремления нескольких наиболее развитых стран, европейские народы задумались о возврате к национальным квартирам, о расползании по индивидуальным норам. На Украине дело дошло до того, что за самостоятельность начали бороться отдельные регионы, области и даже города, которые под видом некой децентрализации требуют едва ли не полной автономии. И это наперекор всем соображениям разума, тенденциям и требованиям прогресса. Можно ли после этого усомниться в актуальности и справедливости ленинских выводов, в возможностях аналитических предвидений марксизма.
В соответствие с марксистским анализом, закабаление и систематическое ограбление народов других стран, особенно отсталых стран, превращение их в зависимые страны составляет одно из главных проявлений действия основного экономического закона капитализма, а именно, необходимость получения максимальных прибылей. Именно эта необходимость толкает капитализм на такие рискованные шаги, как колонизация других стран, превращение их в зависимые страны, организация всяческих войн, являющихся для воротил капитала лучшим «бизнесом» по извлечению максимальных прибылей, попытки завоевания мирового экономического господства. В ходе своего развития капитализм породил тенденцию к хозяйственному сближению отдельных стран, к уничтожению национальной замкнутости и последовательному объединению народов и громадных территорий в одно целое. Что собственно является осуществлением общего хода прогрессивного развития человечества, ведущего к всеобщей ассоциации землян. Однако в условиях капитализма это объединение происходит не путем естественно-разумного добровольного соединения отдельных производств и экономик стран в целом, а путем закабаления одних стран другими. Фактически, путем создания колониальных империй, основанных на беспощадном угнетении и эксплуатации покоренных стран. Так было и до эпохи капитализма, но сегодня к «старым» целям колониальной политики прибавляются новые – борьба за источники сырья, за вывоз капитала, за сферы влияния, за хозяйственные и военно-стратегические территории, за эксплуатацию трудовых ресурсов. Вместе с тем изменились и способы колонизации. Если в прежние века колонизаторы покоряли другие народы вооруженной силой, то в наше время – силой экономики. Например, вывозом капитала, который сейчас стал не только способом прибыльного вложения «избыточного» капитала, но одним из основных орудий всестороннего закабаления и разграбления отсталых стран, орудием финансового удушения экономик гигантского большинства населения. Именно вывоз капитала является одной из решающих основ современной системы мирового империалистического гнета, при которой немногие богатые страны эксплуатируют большую часть мира. Для этой цели ими созданы МВФ, ЕЦБ, МБ, МБРР, всевозможные инвестиционные банки, страховые кампании, всяческие фонды и т.д. и т.п. Эти структуры из скромных посредников в прошлом сегодня превратились во всесильных монополистов денежного рынка, способных диктовать свою волю всему миру. Они же стали практическим орудием осуществления империалистической и неоколониалистской политики, финансовой удавкой для всего мира. Фактически современный мир сейчас поделен на горстку государств-ростовщиков, по сути новых колонизаторов, и огромное большинство государств-должников, как колонизированных народов. Буржуазная пропаганда изображает деятельность МВФов и им подобных организаций как «помощь» и «благодеяние», якобы оказываемые развитыми странами отсталым народам. Но на самом деле они, конечно же и ускоряя развитие отсталых стран, главным образом приводят к всестороннему закабалению и разграблению этих стран чужеземными капиталистами.
Как видим, 100 лет назад Ленин не просто объяснил марксистскую позицию относительно объединения народов для того времени, но и предопределил происходящее сегодня. Что стало возможным благодаря марксистской теории, которая, раскрывая законы движения общества, не только разъясняет имеющуюся действительность, но предвидит и возвещает главные направления грядущих изменений. Тем вооружает передовые силы общества для новых свершений во имя социального прогресса. Марксизм не слепое гадание, а абсолютно точная наука. Опираясь на свои коренные принципиальные выводы, марксизм смотрит в будущее, марксизм видит будущее!
|