ПРАВИЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
«Массы не поймут, массы не примут». К
сожалению, к таким «аргументам» весьма часто прибегают современные коммунисты в
спорах о вопросах своей стратегии, тактики и текущей политики. Более того, из
страха, что массы их не поймут, а потому и не пойдут за ними, некоторые
коммунисты изо всех сил стараются подстроиться под это самое «понимание» масс.
Даже до такой степени, что уже докатились до признания права «коммунистов» на
религиозность. Но давайте конкретизируемся, отбросим общие фразы и назовем те
положения марксизма, которые массы, якобы, не способны сегодня понять и
принять. Не отвлекаясь на мелочи, выделим только два из самых, по утверждениям
таких «коммунистов», «не понимаемых» и «не принимаемых». Первое -
требование установления диктатуры пролетариата и преобразование буржуазного
«демократизма» в пролетарский, советский демократизм, второе – отмена
частной собственности, национализация и обобществление экономики. И сразу же
обратим внимание, что самыми «НЕ ПОНИМАЕМЫМИ» для масс оказываются
самые НЕ ПРИНИМАЕМЫЕ… буржуазией вопросы. Не странно ли такое
«совпадение»? Конечно же, нет и, как не верти, а абсолютно очевидно, что здесь,
под прикрытием ссылки на некое «не понимание» масс, протаскиваются вполне конкретные
классовые интересы буржуазии. Отсюда естественный вывод, что «коммунисты»,
которые используют подобные «аргументы», на деле являются не больше и не меньше
как оппортунистами и проводниками интересов буржуазии. Ведь именно за то партии
типа КПРФ и КПУ коммунисты относят к оппортунистическим, что они вообще изъяли
из своих планов как раз эти «не принимаемые» положения. С другой стороны,
всякие ссылки коммунистов на «непонимаемость» массами каких-то положений
марксизма служат лишь прикрытием их собственного невежества или оправданием
собственной бездеятельности. Ибо сущностная правда марксизма объективна и не
перестает быть правдой даже если она временно и не понимается кем-то, не
перестает от того быть правдой. Поэтому уклонение от ее постижения либо прямого
пропагандирования в массах есть беспринципная и заведомо пораженческая позиция,
которая не просто чужда, но враждебна коммунистам. В то же время принципиальная
верность марксизму это не только верность правде, но и гарантия от ошибок,
гарантия правильного ведения борьбы с более грамотным и более подготовленным
классовым противником.
Вот отношение вождей и классиков
коммунизма к данному вопросу:
«Вожди партии не могут не дорожить мнением
большинства своей партии. Большинство - это сила, с которой не может не
считаться вождь. Ленин это понимал не хуже, чем всякий другой руководитель
партии. Но Ленин никогда не становился пленником большинства, особенно,
когда это большинство не имело под собой принципиальной основы. Бывали
моменты в истории нашей партии, когда мнение большинства или минутные интересы
партии приходили в конфликт с коренными интересами пролетариата. В таких
случаях Ленин, не задумываясь, решительно становился на сторону
принципиальности против большинства партии. Более того, - он не боялся
выступать в таких случаях буквально один против всех, рассчитывая на то, - как
он часто говорил об этом, - что: «принципиальная политика есть единственно
правильная политика». Особенно характерны в этом отношении два следующих факта.
Первый факт. Период 1909 -1911 гг., когда
партия, разбитая контрреволюцией, переживала полное разложение. Это был период
безверия в партию, период повального бегства из партии не только интеллигентов,
но отчасти и рабочих, период отрицания подполья, период ликвидаторства и
развала. Не только меньшевиков, но и большевиков представляли тогда целый ряд
фракций и течений, большей частью оторванных от рабочего движения. Известно,
что в этот именно период возникла идея полной ликвидации подполья и организации
рабочих в легальную либеральную столыпинскую партию. Ленин был тогда
единственным, который не поддался общему поветрию и высоко держал знамя
партийности, собирая разрозненные и разбитые силы партии с удивительным терпением
и с небывалым упорством, воюя против всех и всяких антипартийных течений внутри
рабочего движения, отстаивая партийность с небывалым мужеством и с невиданной
настойчивостью.
Второй
факт. Период 1914 -1917 гг., период разгара империалистической войны, когда
все, или почти все, социал-демократические и социалистические партии,
поддавшись общему патриотическому угару, отдали себя на услужение
отечественному империализму. Это был период, когда II Интернационал склонил
свои знамена перед капиталом, когда перед шовинистической волной не устояли
даже такие люди, как Плеханов, Каутский, Гэд и другие. Ленин был тогда
единственным, или почти единственным, который поднял решительную борьбу против
социал-шовинизма и социал-пацифизма, разоблачал измену Гэдов и Каутских и
клеймил половинчатость межеумочных «революционеров». Ленин понимал, что он
имеет за собой незначительное меньшинство, но это не имело для него решающего
значения, ибо он знал, что единственно верной политикой, имеющей за собой
будущность, является политика последовательного интернационализма, ибо он знал,
что принципиальная политика единственно правильная политика. Известно,
что и в этом споре за новый Интернационал Ленин оказался победителем.
«Принципиальная
политика есть единственно правильная политика» - это та самая формула, при
помощи которой Ленин брал приступом новые «неприступные» позиции, завоевывая на
сторону революционного марксизма лучшие элементы пролетариата».
(И.Сталин, «Правда» № 34, 12 февраля 1924
года).
Именно этой ленинской формулой и никак
иначе должны руководствоваться настоящие коммунисты в своей борьбе. Поэтому им
пора отказаться от навязываемой буржуазией и ее оппортунистическими подпевалами
плюралистической беспринципности и вновь начать принимать решения исходя из
принципиальных позиций марксизма. Даже если эти позиции по тем или иным
причинам пока не желают признавать или понимать некие массы. Коммунисты просто
обязаны это сделать и переломить ситуацию так, чтобы не плестись на поводу
обывателя и отсталости, в большинстве своем не только объективно отстающих в
развитии, но и пребывающих под прессом оболванивания буржуазной пропаганды, а
увлекать и вести за собой, за своей правдой, все более широкие массы. Ведь
правда за коммунистами и их принципиальность это не какой-то твердолобый
догматизм или упрямство замшелых ретроградов, но верность объективной правде
жизни, объективной действительности. Марксизм определил и научно оформил эту
правду. Относительно капитализма она утверждает, что, во-первых, экономически
капитализм все более становится несостоятельным, ибо, выработав свой
положительный ресурс, тормозит производительный прогресс человечества, и,
во-вторых, отношения между людьми при капитализме строятся на социально
несправедливых и античеловечных основах. Эти утверждения объективно
подтверждаются всей современной жизнью. В то же время, сила марксизма не только
в том, что он объясняет правду жизни, но, прежде всего, в том, что он выводит
конкретные предложения и по установлению этой правды в жизни. Поэтому политика,
принципиально построенная на таких исходных положениях, не может быть
неправильной. И только принципиальная верность таким положениям способна
обеспечить коммунистам проведение правильной политики и приблизить победу, в то
время как всякое приспособленчество под настроение или понимание масс лишь отдаляет
ее.
Возвращаясь к вопросу о не понимании
марксизма современными рабочими массами, необходимо сознавать, что вся масса
рабочего класса неоднородна. Она включает в себя и недостаточно развитые или
отсталые его слои, которые естественно привносят с собой в класс «реакционные»
качества консервативности, косности, забитости. Но бояться этой отсталости,
пытаться обойтись без нее, перепрыгнуть через нее есть величайшая и преступная
для коммунистов глупость. Роль коммунистов, как пролетарского авангарда, как
раз и состоит в обучении, просвещении, воспитании, вовлечении в новую жизнь
наиболее отсталых слоев и масс рабочего класса и крестьянства. Именно та роль
от которой всегда отказываются все оппортунисты. К тому же, начать строить
социализм возможно лишь из того человеческого материала, который оставлен
капитализмом. На практике для коммунистов это означает сложную и разнообразную
работу пропаганды, агитации, обучения, воспитания. Прежде всего, в направлении
воспитания в рабочих массах социалистического сознания. И исключительно на
принципиальной марксистской основе. Освещение всех поднимаемых вопросов
должно даваться без всяких потачек умышленным или неумышленным искажениям
марксизма, ибо здесь не может быть места никакому приспособленчеству.
Что понимать под социалистическим
сознанием? Сознание рабочего может быть признано социалистическим если: он
признает необходимость и неизбежность переустройства всего уклада жизни, т.к.
видит свое собственное освобождение в уничтожении всех бесчеловечных жизненных
условий современного общества; он понимает миссию и роль рабочего класса как
той решающей силы, которая единственно способна победить капитализм; он
осознает себя классом, который ведет политическую борьбу за власть; он выделяет
свой класс и понимает, что рабочий класс не рядовой
участник освободительного движения трудящихся, а ВОЖДЬ и АВАНГАРД этого
движения; он умеет видеть каждый другой общественный класс и приучен
откликаться на все и всяческие случаи произвола и угнетения, к каким бы классам
и национальностям не относились эти случаи.
Воспитание социалистического сознания у
рабочих дело трудное, длительное и кропотливое, зачастую невидимое и
неосязаемое. На его пути стоят мощные препятствия. Как субъективные,
искусственно возводимые классовым противником, так и объективные, порожденные
многовековым угнетением трудового народа - необразованностью, забитостью,
задавленностью трудом и бытом, привычками и традициями. Но решать эту задачу
надо в первую очередь, ибо только с ее решением может быть создана настоящая,
готовая к решительным классовым боям пролетарская армия. И не отчаиваться, не
поддаваться унынию, а упорно вести свою работу, преодолевая невежество,
косность, лень, отбивая буржуазные атаки и отражая оппортунистические происки.
Ее количество рано или поздно перейдет в качество, а жизнь заставит рабочих
снова пройти путь от бытового попрошайничества к полноценной политической
борьбе, от класса в себе в класс для себя.
Однако воспитание социалистического
сознания в рабочих массах есть лишь часть, хотя и самая важная, работы
коммунистов. Одновременно с которой они должны вести последовательную
политическую работу по сбиванию рабочих в класс и по воспитанию его
революционной активности. В противовес трэд-юнионистскому прозябанию в ожидании
подачки или реформы от буржуазии, которое только разлагает рабочий класс и
сдерживает общий процесс развития его революционности, приучать рабочих ставить
решительные цели и воспитывать в них решительность при достижении этих целей. И
в этом случае, неоспоримой аксиомой в практической работе для настоящих
коммунистов должно быть твердое марксистское убеждение - залогом успешности их борьбы может быть лишь то, что
они всегда будут признавать революционно-классовые принципы как единственно
возможные для ее победного исхода, всегда будут выделять рабочих, всегда будут
подчеркивать их классовую и политическую самостоятельность, всегда будут
выдерживать классовую линию всей своей деятельности.
Может ли отступить хоть от одного из
приведенных положений коммунист, не перестав быть при том коммунистом. И это
независимо от того поймут или не поймут его массы, примут или не примут. Ясно
одно, что, не реализовав эти положения, даже говорить о коммунизме не
приходится.
Переломить ситуацию, не идти на поводу
отсталости и консервативности, а поднимать рабочую массу до уровня
сознательности передового класса – вот решающая задача настоящих коммунистов и
коммунистических партий сегодня.
|