ПРОЛЕТАРСКИЙ ОПТИМИЗМ
ПРОТИВ
ОБЫВАТЕЛЬСКОГО ПЕССИМИЗМА
(с классиками марксизма
о социалистической революции, рабочем классе и классовой борьбе)
1. Социалистическая революция неизбежна.
«До тех пор пока угнетенный класс… еще не созрел для освобождения самого себя, он будет в большинстве своем признавать существующий порядок единственно возможным и политически будет идти в хвосте класса капиталистов…».
Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Последние события в Украине многих сторонников марксизма повергают в уныние. Прежде всего, в их представлениях о рабочем классе и социалистической революции. Дошло до того, что некоторые из них даже начинают верить в буржуазные выдумки о якобы исчезновении рабочего класса вообще, его «растворении» в добропорядочной обывательской массе, трансформации в так называемый «средний класс». Тем самым допускается, что развитие общества идет в нужном направлении само по себе, и, следовательно, всякие теории о классовой борьбе, о борьбе рабочих за политическую власть, за социализм являются попросту излишними и потерявшими всякий смысл. Под мощным давлением буржуазной пропагандистской машины такое представление захватило широкие массы нашего населения. Безусловно, подобные взгляды не случайно внедряются и насаждаются в их, прежде всего пролетарских слоев, сознании, а есть важнейший элемент всей идеологической борьбы буржуазии за удержание своего господства. Ибо они не просто порождают в массах людей некие наивные мечтания и иллюзии, но прямо развращают их сознание, вызывают в них пассивность и пессимизм, ослабляют волю к борьбе. Таким образом, подавляется, задерживается и затрудняется развитие тех социальных сил, которые способны ниспровергнуть капитализм. Поскольку такие взгляды не дают пролетарской массе возможности уразуметь своей классовой солидарности, не дают ей возможности объединиться и сплотиться, не дают возможности понять, что причина ее бед не та или иная личность, а вся капиталистическая хозяйственно-политическая система. Тем не менее, у коммунистов нет причин поддаваться унынию, поскольку весь ход истории подтверждает правильность марксистско-ленинской оценки характера современной эпохи, ее содержания и основных тенденций. Наша эпоха – эпоха перехода от капитализма к социализму. Это объективно, т.к. неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое исходит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. То есть социализм исходит не из чьих-то воззрений, а из фактов и имеет своей предпосылкой не какую-то философию, а весь ход предшествующей истории, ее фактические результаты. Социализм не выдумка Маркса и не «эксперимент» Ленина, как представляют его буржуазные идеологи, он есть объективное следствие крупной промышленности и ее спутников: возникновения мирового рынка, экономических кризисов, концентрации и централизации капитала, а также формирования пролетариата и вытекающей отсюда классовой борьбы между пролетариями и буржуазией. По своему содержанию социализм является, прежде всего, результатом наблюдения, с одной стороны, царящей в производстве анархии, с другой - господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, капиталистами и наемными рабочими. Его корни лежат глубоко в материальных экономических фактах. Так действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности является положение рабочего класса, потому что представляет собой наиболее острое и обнаженное проявление современных социальных бедствий. Отсюда, чтобы дать четкое обоснование социалистической теории и правильно понимать происходящие события, а вместе с тем положить конец всяческим мечтаниям и выдумкам, необходимо просто изучить условия существования пролетариата.
На какие бы фальсификации действительности не шли противники марксизма, конструируя свои теоретические концепции, но все очевиднее становится несостоятельность капиталистического стихийного рыночного механизма и все настоятельней необходимость замены капиталистических производственных отношений социалистическими. Все явственнее необходимость в общественном регулировании всех элементов процесса воспроизводства. Не в силу чьих-то желаний, а в силу объективных интересов обеспечения роста объема производства при современном уровне его обобществления. Капитализм не может с тем не считаться и тому противиться. Непрестанно усиливающееся противодействие мощно нарастающих производительных сил их частнособственническому характеру принуждает самих капиталистов все более и более обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами. Все ЕСы, 7-ки, 20-ки и т.д. есть тому наглядные примеры. Подчеркнем главное, этот процесс объективен. Он не является каким-то чрезвычайным явлением, порожденным некими отдельными особыми, в частности кризисными, условиями, но коренится в самой природе капитализма, объективно обусловлен природой капитализма, иной его ход просто невозможен. Экономической его сущностью являются монополистическая концентрация и централизация капитала и производства, а также рост степени господства финансового капитала и финансовой олигархии. Таким образом, он практически подтверждает определение марксистской теории о том, что все развитие современного капитализма создает условия, делающие необходимым и возможным социалистическое устройство общества. Так что ни о каком унынии коммунистов не должно быть и речи. Какие бы отступления не делал сегодня социализм, но движение к нему неотвратимо и его победа неизбежна.
Несколько углубим понимание вопроса. Самой глубокой основой развития современного капитализма является то обстоятельство, что его производительные силы по своему уровню и характеру пришли в неразрешимое противоречие с капиталистическими производственными отношениями. Для развития современных производительных сил необходимо неограниченное обобществление производства, централизованное и осознанно-планируемое управление производительными силами, соединение всех усилий и возможностей для развития науки и техники. Однако выполнению таких требований препятствует капиталистическая частная собственность на средства производства, когда производство используется в целях извлечения прибыли и его развитие подчиняется не интересам общества и прогресса, а своекорыстным интересам отдельных владельцев капиталов. Именно исходя из этого состояния, лучшие знатоки капиталистического общества, наиболее крупные умы, предвидевшие развитие его, указывали, что революционное преобразование общества исторически неизбежно произойдет по такой крупной линии как упразднение частной собственности, что частная собственность на средства производства осуждена историей, что она лопнет, что эксплуататоры неизбежно будут экспроприированы. Это было установлено с научной точностью. Вместе с тем, при современной степени общественного характера капиталистического производства, при возрастающем его дроблении и специализации, капиталистическая экономика уже не может быть регулируемой лишь через стихийно складывающиеся отношения между отдельными капиталистами. Требуется общественный механизм регулирования. Подлинное общественное регулирование производства возможно лишь при социализме, но, вынужденная считаться с условиями времени и в стремлении сохранить господство, буржуазия ищет свои пути для его, если не полного, то хотя бы частичного, фрагментарного решения. После кризиса 30-х годов, обнаружившего несостоятельность принципа «автоматического саморегулирования», капитализм нашел такой суррогат регулировочного механизма, функционирование которого укладывается в капиталистические производственные отношения. Монополистический капитализм превратился, перерос в капитализм государственно-монополистический (ГМК), как систему сращивания буржуазного государства с монополиями, систему переплетения экономической и политической диктатуры монополистического капитала, систему внедрения государственных и частных монополий во все поры капиталистической экономики в коренных интересах капиталистов. Здесь, словами Ленина, гигантская сила капитализма соединилась с гигантской силой государства в один механизм, ставящий миллионы людей в одну организацию капитализма. Сегодня ГМК из чрезвычайного средства, вызванного условиями войн и кризисов, каким он был на первых порах, развился в постоянно действующий механизм широкого вторжения государства в процесс воспроизводства и сейчас представляет собой целую систему государственно-монополистических процессов. Фактически в наше время противоречия капитализма настолько глубоки, что без самого широкого и систематического участия государства в хозяйственных процессах, вне переплетения государства и монополий и их совместного хозяйничанья процесс капиталистического воспроизводства вообще невозможен. Выделим сущностное - в основе ГМК лежат имманентные закономерности капитализма, ГМК не частный случай и не просто инструмент борьбы с кризисами, а органическая форма производственных отношений монополистического, империалистического капитализма. Решающим элементом которой становится привлечение, пусть частичное и непоследовательное, общественного регулирования производства и распределения. Капиталистическая собственность препятствует полному использованию возможностей, заложенных в современных производительных силах. Поэтому в развитии государственной собственности, в регулировании экономики, в ее государственном программировании, в государственном стимулировании монополистической концентрации производства, образования, роста наднациональных монополий – в этих и других формах государственно-монополистического капитализма, буржуазия ищет путей приспособления капиталистических производственных отношений к потребностям развития производительных сил. Возникает вопрос: укрепляется или ослабляется капиталистический строй развитием государственно-монополистических отношений? Ответ таков. Уже самый факт распространения этих отношений на все стороны капиталистической экономики есть показатель того, что классические формы капитализма не выдержали испытания времени. Он свидетельствует, что современные производительные силы не укладываются в рамки капиталистических производственных отношений, объективно нуждаются в смене капитализма социализмом, а значит, он говорит о том, что происходит глобальное стратегическое отступление капитализма. Нельзя недооценивать силы, еще сохраняющиеся у капитализма. Это сильный и коварный противник. Хотя он обречен историей, но он не складывает оружия и развитие ГМК позволяет ему на какой-то период продлить свое существование. Однако вместе с тем такое развитие увеличивает уязвимость капитализма, создает новые пункты слабости в его социально-экономическом организме. Надо также отметить, что природа ГМК в целом является двойственной, антагонистически противоречивой: буржуазное государство известным образом ограничивает свободу действий отдельных монополий, но оно это делает в интересах укрепления монополистического господства. Хотя политика государства несколько сдерживает рост прибылей монополий в каждый данный момент, но зато обеспечивает постоянство и надежность этого роста. Опираясь на первую часть данного обстоятельства, используя при этом явления социального фетишизма, когда частности затемняют основное, маскируют существенное, буржуазная пропаганда изображает дело как проявление заботы буржуазного государства о «всеобщем благосостоянии», как показатель тенденции эволюционирования капитализма в направлении общества благоденствия. Но о том, во что выливается такая «забота» на деле можно судить хотя бы по нынешней Украине, «борьбе» ее правителей с олигархами.
Вместе с материальными предпосылками социалистической революции вызревают и усиливаются предпосылки социальные. Капиталистическое производство создает не только необходимые для социализма богатства и производительные силы, «… но одновременно создает в лице массы угнетенных рабочих тот общественный класс, который все более становится перед необходимостью взять эти богатства и производительные силы в свои руки, с тем, чтобы использовать их не в интересах класса-монополиста, как они используются в настоящее время, а в интересах всего общества» (Энгельс, «Рецензия на первый том «Капитала»»). Марксизм изображает экономические отношения, как они существуют и как они развиваются, и доказывает строго экономически, что это их развитие есть в то же время развитие элементов социальной революции. Развитие, с одной стороны производительных сил, которые, перерастая рамки капиталистических отношений, должны неизбежно разорвать их, с другой стороны – пролетариата, класса, условия жизни которого неизбежно толкают его к социальной революции, к устранению раз навсегда классовых различий в интересах самого общественного прогресса. Таким образом, социалистическая революция не выдумка мечтателей, но самым ясным и непреложным образом предуказывается всей организацией современного буржуазного общества и жизненным положением пролетариата.
Сегодня многие сторонники марксизма, особенно из молодежи, пытаются свои представления о происходящих событиях излагать в виде неких научных исследований. Интернет буквально забит ими. Это естественно, ведь интеллигенция, просто образованные люди не могут не восставать против дикого беспредела капиталистической жизни, травящей в человеке все человеческое, убивающей его разум и низводящей человека к уровню животного примитивизма. Однако главной бедой большинства таких работ является их казенно академическая мудреность. К тому же происходящее объясняется не простым, доходчивым и понятным человеческим языком, просто проясняющим логику и ход событий, а подается в виде неких наукообразных трактований. С множеством цитат, сложных терминов и массой обобщающих умозаключений, большей частью никак не обосновываемых и искусственно притягиваемых деклараций. Что может и допустимо для научных трудов. Но коммунистическому движению сегодня, при его запутанном и подавленном состоянии, нужны конкретные и четкие представления. Такие представления, которые вразумительно, понятно и доходчиво убедят возможно более широкие массы трудового населения в сущностной верности марксизма, в неизбежности социализма. Тем воспламенят их волю к борьбе, подвигнут к действию. Ведь, как указывал Ленин, что для того, чтобы рабочий класс осуществил свое историческое предназначение, требуется совсем не увлечение его какими-нибудь «перспективами», а только простое выяснение ему его положения, выяснение строя той системы, которая гнетет его, выяснение необходимости и неизбежности классового антагонизма при этой системе. Потому надо оставить дело развития теории отдельным хорошо подготовленным специалистам, а большинству заняться именно разъяснением массам положений марксизма. Тем вносить свет в пролетарское движение. Чтобы рабочие не выходили на Майданы друг против друга за интересы конкурирующих буржуазных кланов при их междоусобицах и разборках, а приходили к осознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения. Осознав это, рабочие становятся социалистами и с беззаветной отвагой борются против всего, что стоит им поперек пути. С этой позиции посмотрим на существующие жизненные условия современного пролетариата и разберемся, как они влияют на его движение.
Для начала отметим, что в отличие от марксистских положений, исходящих из объективных закономерностей жизни, буржуазные социальные концепции главным образом, а в принципиальных положениях всегда, базируются на внешних проявлениях жизни современных пролетариев и игнорировании сущностных исторически обусловленных условий. Так, к примеру, большинство заключений современных буржуазных социологов выстраивается на том факте, что жизнь значительной части рабочих сейчас не идет ни в какое сравнение с жизнью рабочих времен Маркса и Ленина. Что, конечно, верно. Однако суть проблемы не в том. Да, рабочие сейчас потребляют более широкий круг предметов потребления, но здесь не учитывается, что в понятие «жизненный уровень» входит также исторический и моральный элемент. А значит, речь должна идти об удовлетворении не того объема и качества потребностей, которые существовали 100 лет назад, а современных потребностей, сложившихся под влиянием роста производительных сил и многих иных факторов. Ведь современный рабочий трудится в современных условиях, а значит, и жить должен по стандартам нынешнего времени. Если эти стандарты не выдерживаются, то естественно встает вопрос о социальной нищете, экономической сутью которой является несоответствие между потребностями рабочих и возможностями их удовлетворения. Несомненно, разрыв между потребностями и их удовлетворением естественно свойственен любому обществ, поскольку рост потребностей всегда опережает рост их удовлетворения. Само развитие производительных сил, вызывая, как в обществе в целом, так и у каждого его члена в отдельности, новые потребности, не поспевает за их ростом. Однако причины такого разрывы и способы его ликвидации или сокращения в социалистическом и капиталистическом обществе существенно различны. В социалистическом обществе потребности опережают реальное потребление только потому, что в каждый период рост производительных сил оказывается недостаточным по сравнению с еще более возросшими потребностями общества. В то же время каждое достижение в росте производительности общественного труда создает новые возможности для удовлетворения новых потребностей трудящихся, для дальнейшего повышения уровня реального потребления ими жизненных благ. При капитализме же в основе разрыва между уровнем потребностей трудящихся и уровнем реального потребления ими средств существования лежит классовый антагонизм. Здесь удовлетворение растущих потребностей рабочих ограничивается не тем, что уровень производительных сил недостаточно высок, а, прежде всего тем, что средства производства находятся в руках буржуазии и их функционирование обращено на ее обогащение, что каждое повышение производительности труда направлено и реализуется в увеличении прибылей капиталистов. Вместе с тем при капитализме ограничено не только реальное потребление рабочими средств существования, но ограничен и сам рост их потребностей, которые сводятся не к потребностям человека вообще, а только к тем из них, удовлетворение которых безусловно необходимо для нормального воспроизводства рабочей силы. Быть по-другому при капитализме не может, т.к. цена всякого товара, а, следовательно, и рабочей силы, равна издержкам его производства. Отсюда издержки на рабочего сводятся почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода, определяемым тем, что рабочая сила фигурирует как товар. Таково объективное положение рабочих в буржуазном обществе. Потому нищета трудящихся даже в самых развитых капиталистических странах, на которую постоянно указывают коммунисты под глупенькое хихиканье обывателя, есть неизбежно имеющийся факт. Таким же неизбежным фактом является, что, для того, чтобы получать заработную плату в размерах достаточных для удовлетворения новых потребностей, рабочим приходится вести тяжелую и непрерывную борьбу. Даже если в результате забастовок и других форм борьбы какая-то часть рабочих достигает уровня реальной заработной платы, близкой к тому, который необходим для удовлетворения возросших потребностей, то через некоторое время оказывается, что достигнутое меньше того, что требуется – ибо потребности, удовлетворение которых безусловно необходимо для воспроизводства рабочей силы в соответственном времени, а не хиреющем, состоянии с течением времени растут. И снова рабочим приходится вступать в бой с капиталистами, добиваясь очередного подтягивания реальной заработной платы к повысившемуся уровню потребностей. Как видим, сама природа капиталистического способа производства создает тенденцию к росту несоответствия между новыми потребностями рабочего и возможностями их удовлетворения. Думать, что такое положение может измениться само собой неким естественным образом и рабочим при капитализме не придется жестоко бороться за каждую копейку прибавки, предел наивности. Никогда имущие классы не ущемят, а ведь любое улучшение положения рабочего есть уменьшение состояния капиталиста, свое благополучие сами, без жестокой борьбы. Весь ход истории подтверждает это. Так же наивно ожидать, что рабочие сами откажутся изменить такую несправедливость и безропотно позволят кому-то бесконечно паразитировать на их труде. Чтобы изменить свою жизнь, им нужна решительная борьба против всех тех, кто живет чужим трудом, нужен новый социально-экономический общественный порядок жизни – социализм. Так что, как бы не затягивался процесс движения человечества к социализму сопротивлением и кознями буржуазии, его победа неизбежна. Равно как и гибель буржуазии.
Марксизм установил, что социализм по своему содержанию есть результат господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, капиталистами и наемными рабочими. Фактически, действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности является именно положение рабочего класса. Что не случайно, поскольку это положение представляет собой наиболее острое и обнаженное проявление современных социальных бедствий. Как бы не улучшалось материальное положение рабочего, но неизменной остается его суть. Суть угнетаемого, хотя и добровольно наемного, но раба. В капиталистическом обществе рабочие - рабы не только владельца-капиталиста, но всего класса буржуазии и буржуазного государства. Вместе с тем их ежедневно и ежечасно порабощает сама работа, организуемая на военный манер под надзором целой армии надсмотрщиков, и при которой рабочий является лишь инструментом, придатком машины. Эта всеохватывающая и всеподавляющая деспотия тем мелочнее и ожесточеннее, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива. Стремление вырваться из такого рабства является одним из объективных факторов, который делает социалистическую революцию неминуемой. Ибо ни один народ не согласится бесконечно мириться с таким положением.
Марксизм выявил сущность современного капиталистического хозяйства, объяснив каким образом наем рабочего, купля рабочей силы, прикрывает порабощение миллионов неимущего народа кучке капиталистов. Он раскрыл, что капиталистическое производство и присвоение продуктов держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими, и показал, как совершается капиталистическое производство и как производится капитал. Было доказано, что основной формой капиталистического способа производства является присвоение неоплаченного труда, т.е. осуществление непосредственной и прямой эксплуатации, фактически ограбления, рабочих. Марксизм объяснил, что даже в том случае, когда капиталист покупает рабочую силу по полной стоимости, какую она в качестве товара имеет на товарном рынке, он все же выколачивает из нее стоимость больше той, которую он заплатил за нее. Эта прибавочная стоимость, в конечном счете, образует ту сумму стоимости, из которой накапливается в руках имущих классов постоянно возрастающая масса капитала. Марксизм указал, что капитал – не только общественный продукт, т.к. создается трудом многих членов общества, но и общественная же сила, поскольку может быть приведен движение лишь совместной деятельностью многих членов общества. Потому, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением чьей-то личной собственности в общественную, а изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер и просто станет соответствовать фактическому состоянию дела. При этом коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов. Он не уничтожает личное присвоение продуктов труда, служащих непосредственно для воспроизводства жизни, присвоение, не оставляющее никакого избытка, который мог бы создать власть над чужим трудом. Коммунизм уничтожает только такой характер присвоения, при котором одни, посредством этого присвоения, имеют возможность порабощать чужой труд, а другие живут только для того, чтобы увеличивать капитал, и живут лишь постольку, поскольку этого требуют интересы имущего класса. Марксизм определил, что самым полным выражением капиталистического производства, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими есть буржуазная частная собственность. Потому коммунисты, чтобы избавить общество от эксплуатации и угнетения, от рабства, выражают свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Сама определяющая цель социалистической революции есть не захват власти трудящейся частью населения ради удовлетворения неких своих повседневных частных бытовых интересов, а именно упразднение буржуазной частной собственности, как опоры всего капиталистического мироустройства. Не физическое истребление капиталистов, но уничтожение самих условий их порождающих. Не надо большого ума, чтобы понять, что капиталистическая система отношений может быть изменена некой естественной эволюцией лишь в порядке редкого исключения. Прежде всего, потому, что тому будет оказываться мощнейшее сопротивление со стороны имущих классов, классовые интересы которых в этом случае не просто ущемляются, но уничтожаются, как таковые. Можно было бы пожелать, чтобы уничтожение частной собственности прошло мирным путем, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Однако историческая правда состоит в том, что правилом является долгое, упорное, отчаянное сопротивление эксплуататоров, сохраняющих в течение многих лет крупные фактические преимущества перед эксплуатируемыми. Никогда эксплуататоры не подчинятся интересам большинства эксплуатируемых, не испытав в отчаянных битвах своего преимущества. Здесь потому нужна сила, общественная сила, способная преодолеть это сопротивление и установить иной порядок. И такая сила имеется. Ибо капитализм создает не только условия, несущие ему гибель, но порождает и людей, которые исполнят приговор истории – класс современных рабочих, пролетариев. Как бы долго этот класс не поднимался, не осознавал себя, не находился в тени, но абсолютно неизбежно, что он встанет, сокрушит капитализм и организует социалистическое общество. Ведь «…дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое рабочий класс на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества» (Маркс и Энгельс, «Святое семейство»). Вместе с тем, «…самые условия жизни рабочих делают их способными к борьбе и толкают на борьбу. Капитал собирает рабочих большими массами в крупных городах, сплачивает их, обучает совместным действиям. На каждом шагу рабочие сталкиваются лицом к лицу со своим главным врагом – классом капиталистов. Борясь с этим врагом, рабочий становится социалистом, приходит к сознанию необходимости полного переустройства всего общества, полного уничтожения всякой нищеты и всякого угнетения» (Ленин, «Уроки революции»). Подтверждением тому вся история капитализма, которая показывает, что действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений является именно положение рабочего класса и его стремление освободиться от рабства. Важно выделить, что рабочий класс не может подняться, не может вырваться из рабства без того, чтобы при этом не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним общественная надстройка. То есть для своего освобождения он должен разрушить все, что охраняет и обеспечивает частную собственность. Так происходит революционное преобразование всего общественного устройства.
Таким образом, фактом есть, что капитализм сам творит элементы нового строя, сам создает своего могильщика, что развитие капитализма в то же время есть развитие элементов социалистической революции. С одной стороны, он создает производительные силы, которые, перерастая рамки капиталистического общества, должны неизбежно их разорвать, с другой стороны – развивает пролетариат, класс, условия жизни которого неизбежно толкают его к социалистической революции. Маркс со всей остротой разоблачал отрицательные стороны капиталистического производства, но он же с такой же ясностью доказывал, «…что эта общественная форма была необходима для того, чтобы развить производительные силы общества до такой высокой ступени, которая сделает возможным равное, достойное человека развитие всех членов общества. Все прежние общественные формы были для этого слишком бедны. Только капиталистическое производство создает необходимые для этого богатства и производительные силы. Но одновременно оно создает в лице массы угнетенных рабочих тот общественный класс, который все более становится перед необходимостью взять эти богатства и производительные силы в свои руки, с тем, чтобы использовать их не в интересах класса монополиста, как они используются в настоящее время, а интересах всего общества» (Энгельс, «Рецензия на первый том «Капитала» »). Поэтому неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое выводится всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Господство капитализма подрывается не потому, что кто-то хочет захватить власть, а потому что к этому ведет все его экономическое развитие. Именно эта объективность не только обеспечивает силу марксистских идей, но и придает уверенность, оптимизм коммунистам, в будущую неизбежно победную перспективу развития их движения, в победу социализма. Даже если их движение переживает упадок и находится в кризисе. Вера коммунистов в социализм есть не тупой фанатизм закостенелых догматиков, а научно обоснованная уверенность грамотно и глубоко мыслящих людей, благодаря марксизму понимающих весь ход исторического движения. Ибо марксизм не выдумывает, а изображает экономические отношения, как они существуют и как они развиваются, и выводит строго экономически, что это их развитие есть в то же время развитие элементов социалистической революции. С одной стороны, развитие производительных сил, которые, перерастая рамки капиталистического общества, должны неизбежно разорвать их, с другой стороны – развитие пролетариата, класса, условия жизни которого неизбежно толкают его к социальной революции. Потому всякий упадок и кризис коммунистического движения является не результатом сущностной порочности или несостоятельности социалистических идей, а лишь отражением слабого, одностороннего, уродливого знания марксизма, слепого затверждения тех или иных лозунгов, тех или иных ответов на тактические вопросы, без понимания марксистских критериев этих ответов. Именно слепое повторение заученных, но непонятых, непродуманных лозунгов, повело к широкому распространению пустой фразы и на деле свелось к совершенно немарксистским, мелкобуржуазным течениям. Постоянным источником разногласий является диалектический характер общественного развития, идущего в противоречиях и путем противоречий. Капитализм прогрессивен, поскольку уничтожает старые способы производства и развивает производительные силы, но в то же время, на известной ступени развития, он задерживает рост производительных сил. Капитализм развивает, организует, дисциплинирует рабочих и он их давит, угнетает, ведет к вырождению, нищете и т.д. Вместе с тем, хотя капитализм сам творит элементы нового строя, сам создает своего могильщика, но без революционного скачка, эти отдельные элементы ничего не изменят в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала. Подобные противоречия живой жизни, живой истории капитализма и рабочего движения способен охватить и объяснить только марксизм, как теория диалектического материализма. Потому на очередь дня встала опять решительная и упорная борьба за основы марксизма, решительный отпор разброду, всякого рода шатаниям.
|