РАБОЧИЙ И ПРОЛЕТАРИЙ, КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА
«Пролетариат
революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь... идею
гегемонии. Пролетариат, сознавший эту задачу, есть раб, восстающий против
рабства. Пролетариат, не сознающий идеи гегемонии своего класса, или
отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в
лучшем случае это - раб, борющийся за улучшение своего рабского положения, а не
за свержение рабства». (В.И. Ленин, ПСС,
т.20, с.308)
Одним из самых
запутываемых (не подменять - запутанных) с момента появления Манифеста
Коммунистической партии является вопрос о классах и, прежде всего, о классе
рабочих. Уже почти два века буржуазия и прикармливаемые ею всевозможные
теоретики, идеологи, политологи, прочие многочисленные, созданные в большинстве
специально для такой цели, «аналитики» упорно запутывают и запутывают его.
(Надо отметить, что их усилия не пропадают даром, поскольку даже сегодня, даже
в рядах «левого» направления прямо идут на поводу их вымыслов или, в лучшем
случае, считают этот вопрос спорным. Так среди членов Социалистической партии
Украины бытует мнение об отсутствии сегодня рабочего класса на Украине вообще!
Сюда же можно отнести брошюру В. Пихоровича «Рабочий класс и социализм» ). И
для каждого нового поколения придумываются свои, характерные для данного
времени, «подтверждения» этой общей стратегической путаницы. Если на первых
порах твердили о якобы недозрелости и недосформированности рабочего класса, то
в наше время утверждают, что он уже перезрел и перерос в добропорядочного
обывателя из «среднего класса». Пытаются доказывать социальное нивелирование
классов, их уравнивание, в результате чего якобы создается новая структура
буржуазного общества, образуется некий «усредненный класс», который в будущем
поглотит, впитает в себя все классы и социальные слои буржуазного общества.
Таким образом, получается, что все идет естественным путем, а борьба рабочего
класса за политическое господство, за социализм является якобы излишней и теряющей
смысл. Упорство буржуазных идеологов в извращении этого вопроса не случайность.
Причина? Рабочий класс - могильщик капитализма. В этом конкретном и
недвусмысленном марксистском тезисе не только предрекается гибель для
капитализма, но и указывается конкретный исполнитель. Отсюда самая яростная и
непримиримая ненависть буржуазии к рабочим и рабочему классу.
В то же время,
не имея возможности уничтожить рабочий класс иначе как уничтожив и самое себя,
буржуазия использует в борьбе против него то «идеологическое» оружие, которое
доступно ей и наиболее действенно в ее положении - ложь и коварство. Делать
основную ставку на эти и им подобные способы вынуждает буржуазию объективная
порочность и неправедность ее позиций, что лишает ее возможности вести открытый
и честный бой. Используя именно такое оружие, она сумела осуществить то, что ей
не удавалось в открытых схватках - победить социализм в СССР. Однако борьба
продолжается и коммунистическим силам для победы, прежде всего, необходимо
избавиться от комплекса неполноценности перед буржуазной «научностью», не
пасовать перед ней и, тем более, не идти у нее на поводу. Необходимо укрепиться
в сознании собственной полноценности и самодостаточности своей науки. Для того
имеются все основания. В частности, марксизм дает достаточно материала, чтобы
разобраться и в вопросе о рабочем классе.
Начать
необходимо с истоков, с тех основополагающих позиций, которые собственно и
предопределяют все последующие выводы и умозаключения. Зачастую, к сожалению,
некоторые наши товарищи видят лишь внешние проявления явлений, которые мелькают
на поверхности, но все свои выводы и заключения, в том числе и далеко идущие,
делают исходя именно из такой поверхностности. Подобное отношение характерно
для буржуазных исследователей и хорошо ими отработано, поскольку так сподручнее
обосновывать ложь - выхватывая из жизни отдельный, обособленный факт, можно
вполне разумно высосать из него и необходимые выводы. Марксизму же свойственен
иной подход в изучении проблем - от истоков. Марксизм учит искать и находить те
глубинные силы, которые хотя и действуют пока незаметно, но все же именно будут
определять ход событий.
В связи с тем,
начнем сначала и определимся, что такое собственно человеческий труд.
Независимо от какой бы то ни было определенной общественной формы. Можно
утверждать, что труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек опосредствует, регулирует и контролирует обмен
веществ между собой и природой. Противостоя веществу природы как сила природы,
человек присваивает вещество природы в форме, пригодной для собственной жизни.
Общий характер процесса труда не меняется от того, что работник совершает его
для себя или для кого-то. Таким образом, человек создает предметы или производит
материальные блага, необходимые ему для жизни и развития. Здесь непременно
необходимо добавить, что, воздействуя на природу в процессе труда, человек не
только изменяет внешнюю природу, но и изменяется сам. Осуществляя некую свою
сознательную цель, в процессе труда он задействует не одни физические, а и
интеллектуальные силы. Таким образом идет развитие самого человека. Отсюда
хорошо известное изречение, что именно труд создал человека. Как видим, в общем
процессе труда необходимо складываются целесообразность деятельности, или самый
труд, предмет труда и средства труда. Но... в центре процесса безусловно стоит
человек-работник-производитель, который с помощью средств труда, целесообразно
преобразует вещества природы или предметы труда в форму пригодную для его
жизни.
Естественно,
возможности одиночного, индивидуального производителя весьма ограничены и,
чтобы расширить ассортимент, количество и качество производимых благ, люди
стали объединять свои усилия, дополняя возможности друг друга. Труд становится
коллективным, со все нарастающей степенью коллективности. Что собственно и
положило начало формированию человеческого общества с утверждением в нем
соответствующих взаимоотношений между членами. Однако, основой и целью всего
процесса является именно преобразование веществ природы в нужные человеку
предметы, получение некоего конечного материального продукта.
Не будем
останавливаться на всех стадиях последующего развития - каждая из них изучена и
подробно рассмотрена классиками марксизма, а обратимся сразу к современному нам
капиталистическому обществу.
Что прежде всего
характеризует и выделяет его? При капитализме преобразованные человеком в
процессе его труда вещества природы в виде неких продуктов выступают уже не
только как предметы потребления в натуральной форме, но и как носители
стоимости, что собственно делает их товаром. Это обстоятельство является
наиболее важным. Капиталист - обладатель капитала, усматривает в труде
человека уже не столько изготовление каких-то материальных благ, но источник
стоимости, а с ней и источник собственного обогащения. Поставив теперь
самого человека и его труд в определенные условия - сделав его принужденным к
работе на себя и превратив самое рабочую силу, как потребительную стоимость, в
товар, капиталист, наравне с мертвыми элементами производства, потребляет и эту
рабочую силу. Это второе важное обстоятельство капиталистических отношений -
здесь сам труд есть собственность капиталиста, а не непосредственного
производителя. В то же время, капиталисту купившему труд - рабочую силу,
производителя товара принадлежит и потребление этого товара, а владелец рабочей
силы, отдавая свой труд, фактически отдает лишь проданную им потребительную
стоимость. В чем конечный смысл? Решающее значение для капиталиста во всем этом
процессе имеет специфическая потребительная стоимость товара рабочая сила
- его свойство быть источником большей стоимости, чем имеет он сам. Стоимость
рабочей силы и стоимость, создаваемая в процессе ее потребления, суть две
различные величины. Разница между ними и становится прибавочной стоимостью,
которая составляет прибыль капиталиста, т.е. увеличивает его капитал и тем
собственно делает капитализм капитализмом. Как видим, условием существования
капитализма является накопление богатства в руках частных лиц, образование и
увеличение капитала, а условием существования капитала является наемный труд.
Вот тот фундаментальный момент, на котором строится и стоит вся система
капитализма. И, одновременно, весь нехитрый механизм капиталистической эксплуатации
человека человеком посредством наемного труда и присвоения его результатов.
Эксплуататорскую суть этого механизма не меняет ни обезличивание капитала -
принадлежит ли он индивидуальному собственнику или является складчиной
какого-то «совета» директоров, ни вкладываемая сумма - будь то один доллар или
миллион. Не меняет сути дела и СНГовский вариант, когда не только обладатели
денег, т.е. собственно капиталисты, но и госчиновники прокручивают
подконтрольный им капитал (формально - общественный) в целях собственного
обогащения.
Буржуазные
идеологические прихвостни быстренько использовали этот момент для очередного
запутывания и вовлекая обывателя (и здесь коммунисты поддаются их напору) в
беспредметный спор - а что собственно у нас построено? Ответ может быть один -
пусть извращенное, но безусловно капиталистическое общество. Ибо оно
несет в себе все сущностные условия капитализма и применяет все механизмы
именно капиталистического способа эксплуатации человека человеком -
существование, увеличение и оборот капитала в руках отдельных частных лиц,
наемный труд, производство прибавочной стоимости, присвоение ее отдельными
членами общества. А осуществляет ли это рафинированный капиталист или
мафиози вкупе с госчиновником, безразлично. Сегодня практически невозможно
выделить вообще капитализм в чистом или классическом виде и на чем также лукаво
спекулируют те же «идеологи» - мол покажите, Маркс писал не о том. Но никакая
внешняя форма не изменила и не изменит его эксплуататорскую суть. Эту суть
капитализм пронес через все годы, через все свои трансформации и исчезнуть она
может лишь с его уничтожением. Так рассматривает процесс труда и его
эксплуатации при капитализме марксизм.
Буржуазными же
теоретиками труд рассматривается лишь в качестве одного из факторов
производства и исследуется только с точки зрения его физиологической формы. Они
рассматривают труд как некую услугу особого рода, а заработную плату - как
вознаграждение за оказанную услугу. Общественная же его природа ими просто не
анализируется. Тем самым ими выхолащивается социальная природа наемного труда
при капитализме, с целью замаскировать его истинную суть, эксплуататорскую.
Из
вышесказанного достаточно наглядными становятся не только понятия - рабочий,
капиталист, эксплуатация, но и взаимосвязи, взаимоотношения между ними. В
сути, а не в словарном обозначении. Работник или рабочий есть
самое общее понятие, характеризующее человека совершающего процесс
преобразования вещества природы в формы пригодные для их потребления в жизни
человека. Он и только единственный производитель всех материальных благ
независимо от общественных форм. В то же время, в капиталистическом
обществе - единственно он, наряду с потребительной стоимостью, производит
и прибавочную стоимость. Капиталист, как владелец капитала,
есть владелец предметов и средств труда, а также наниматель рабочей силы.
Вследствие этого - хозяин всего производимого, в том числе прибавочной
стоимости. Присвоение последней, осуществляемое фактически принудительным,
насильственным образом (пусть и узаконенным различными правовыми актами -
которые, к слову, теми же хозяевами и составлены!) переводит капиталиста из
категории простого владельца капитала и хозяина в категорию эксплуататора. По
сути, поскольку недоданная плата за труд не может быть ничем иным как
присвоением чужого.
Как видим,
налицо конкретная и строгая общественная иерархия, в которой каждый занимает
отведенное ему место. Она объективна и составляет собственно фундамент
капиталистического общества. Хозяин и работник, угнетатель и угнетаемый,
эксплуататор и эксплуатируемый. Не вызывает сомнений, что при таком состоянии
интересы работника и капиталиста не могут не отличаться. Мало того, эти
интересы не просто противоречат друг другу, они несовместимы друг с другом,
антагонистичны. Однако, определяющее положение безусловно остается за
капиталистом. Опираясь на свои возможности, именно он устанавливает в обществе
все порядки, приноравливает все общественные структуры под свои интересы и для
выполнения своей воли, т.е. занимает в обществе господствующее положение, он
его хозяин.
Определив
наличие в капиталистическом обществе двух объективно взаимообуславливающих и,
одновременно, противостоящих друг другу групп людей, как изначальных
основополагающих его элементов, естественно объединить их в соответствующие
общественные группы. Отсюда: «Классами называются большие группы людей,
различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в
законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда,
а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они располагают.» (Ленин, «Великий почин»). В этом
определении Ленин выделяет основные признаки, обусловливающие
принадлежность людей к тому или иному общественному классу: место в исторически
определенной системе общественного производства, отношение к средствам
производства (буржуазные идеологи особо тщательно обходят этот признак, ведь
именно он объясняет деление людей на классы, а, чтобы скрыть истинное положение
дел и, прежде всего, историческуюроль рабочего класса как могильщика капитализма,
они разделяют людей по всяким иным признакам - заработок, квалификация и т.д.),
роль в общественной организации труда и, наконец, способы получения и размеры
дохода. Таким образом мы определились в двух основополагающих классах
капиталистического общества, которые объективно и определяют все его сущностные
качества.
В то же время, в
капиталистическом, как и всяком ином, обществе имеются и другие общественные
объединения. Отличающиеся по качеству, интересам, уровню и условиям жизни и
т.п. В своей совокупности они образуют классовую структуру общества.
Крестьянство, интеллигенция, мелкие собственники, торговцы, служащие,
чиновники... (для буржуазных идеологов в таком многообразии неисчерпаемый
источник для извращающих суть дела вымыслов). Они также являются
самостоятельными группами, но в межклассовых отношениях в капиталистическом
обществе всегда занимают лишь второстепенное, промежуточное между двумя
основными классами положение. Их общественные позиции большей частью
определяются и зависят от близости к тому или иному основному классу.
Безусловно и они участвуют в создании материальных благ общества, безусловно и
они трудятся в общей системе производства, безусловно и они подвергаются
эксплуатации, но их роль во всем этом вспомогательная. Их труд только
способствует производству и труду основного двуединого производителя
капиталистического общества - капиталист-рабочий. Отсюда и их положение и
значение в обществе. Наглядным и наиболее простым подтверждение такого
утверждения может быть сегодняшний экономический спад на Украине (и в
других странах СНГ), который вызван не недостатком (их как раз-то в
избытке) всяких менеджеров, дилеров,
перекупщиков, просто спекулянтов и всех иных распределяющих и
перераспределяю-щих, а из-за недостатка производящих конкретные
материальные вещи, т.е. производителей-рабочих.
Близкие к
эксплуататорскому классу и разделяющие его идеологию группы и слои составляют
(вместе с собственно эксплуататорами) класс буржуазии. Когда заканчивается
эксплуатация рабочего капиталистом-фабрикантом и рабочий получает , наконец,
наличными свою зарплату на него набрасываются другие части буржуазии -
домовладелец, хозяин коммунальной службы, торговец, ростовщик и т.д. и т.п. и
начинают выкачивать из рабочего добычу. Поодиночке и скопом вся система
капитализма начинает распределять и перераспределять ее, добавляя на
результат труда рабочего в каждом элементе не новую прибавочную стоимость (!),
а просто, прямолинейно и нагло, накручивая свою прибыль. Вот в этом
накручивании и заключен элемент капиталистической эксплуатации рабочих всем
классом буржуазии, поскольку любая накрутка извлекается при продаже из того же
рабочего, т.е. из его труда. Буржуазная наука лукаво причисляет всех их к
производителям (у нее даже ростовщичество оказывается производительным),
пытаясь таким образом обосновать общественную целесообразность всей этой,
паразитирующей на труде одного работающего, своры. На деле же попросту
расхищается труд рабочего. Безжалостно и расточительно. Разве не к расхищению и
расточительству относятся и содержание работоспособной армии безработных, и
реклама, и промышленный шпионаж с контршпионажем, и слуги, челядь, родня,
бытовая роскошь? А всевозможное посредничество и многоступенчатость в
прохождении товара (попросту - спекуляция)? Или оболванивание (не обучение,
развлечение, отдых, а ложь, фальсификации, извращения истины пробуржуазных
политиканов) масс людей средствами массовой пропаганды с единственной целью -
заставить их поверить в «разумность», «необходимость» и «незыблемость» существующего
капиталистического порядка? И все обеспечивается из одного источника -
труда рабочего.
Что касается
понятия пролетарий, то оно дополняет и уточняет имеющиеся понятия -
рабочий, трудящийся, характеризуя отношение человека не к процессу труда, а
к средствам, обеспечивающим такой процесс, т.е. орудиям труда. «Пролетариат
есть класс, лишенный орудий и средств производства при системе производства,
когда орудия и средства производства принадлежат капиталистам и когда класс
капиталистов эксплуатирует пролетариат. Пролетариат - это класс,
эксплуатируемый капиталистами.» (Сталин). То есть, это уже категория
общественная, социальная, характерная для конкретной общественной формы.
Согласно ей все общественные классы и группы капиталистического общества, за
исключением лишь собственно капиталистов-владельцев средств производства,
относятся к пролетариям (по факту, даже если гонор интеллигенции не позволяет
ей признать это, высокомерно принимая свой карандаш за средство производства).
Таким образом, классом угнетаемых и эксплуатируемых в условиях
капиталистических отношений, в строгом понимании, фактически является именно
пролетариат. (Особо стоит вопрос с крестьянством, которое не есть пока
законченный продукт капитализма, а в большей мере является рудиментом
предыдущих общественных форм и несет в себе свойственные им качества и формы.
Процесс капитализации сельского хозяйства, путем его преобразования в
промышленное сельскохозяйственное производство, значительно отстает от
промышленной капитализации. В силу этого, к современному крестьянству точнее
применять понятие - полупролетариат). Это научная формула, хотя в быту за
угнетаемыми и эксплуатируемыми утвердилось более узкое и более наглядное
понятие - рабочий класс. Используя эту некорректность, нечистоплотные
буржуазные идеологи твердят об имеющей место якобы надуманости всего понятия,
ведь работают мол все. Да это так, но одни работают как хозяева, а другие как
их рабы (поскольку все производимое принадлежит первым). Пусть звучит грубо, но
зато конкретно и точно по сути. Даже буржуазная наука не опровергает такой
вывод, хотя и маскирует его различными лакированными терминами. Опровергнуть
такое утверждение попросту невозможно.
Если теперь
вернуться к рабочему классу, то он является лишь одним из отрядов общего класса
пролетариев. Со свойственными именно ему, как и всякому иному общественному
образованию, классовыми качествами, которые формируются из его происхождения,
условий труда и жизни, положения, роли и значимости в обществе. Определяющими
здесь являются следующие факторы: он - единственный класс, который рожден
собственно капитализмом; он - основной класс производитель материальных благ;
он - подвергается наибольшей эксплуатации, поскольку именно и исключительно на
результатах его труда объективно возможно создание благополучия всех остальных.
Какие выводы
может и делает для себя рабочий класс уже из этого? Во-первых, поскольку
рабство рабочих есть прямое порождение капитализма, то их освобождение из
рабства объективно связано с уничтожением капитализма. То есть, изменить свое
положение рабочий класс может лишь изменив самое систему. Отсюда,
антагонистичность противоречий между рабочим и капиталистом, между трудом и
капиталом. А с тем, бескомпромиссная последовательность, непримиримость и стойкость
в борьбе за освобождение, что объективно ставит рабочий класс во главе всего
освободительного движения, делает его ведущей силой в этой борьбе. Во-вторых,
«Как призрак, стоит между рабочими, с одной стороны, и средствами производства
и жизненными средствами, с другой, необходимость превращения этих средств в
капитал. Она одна препятствует соединению вещественных и личных рычагов
производства; она одна мешает средствам производства действовать, а рабочим -
трудиться и жить» (Энгельс, «Развитие социализма от утопии к науке»). Эта
преграда бессмысленна и вредна для рабочих и также должна быть уничтожена.
В-третьих, основная производящая сила общества не нуждается в паразитирующих
надсмотрщиках и вполне способна обходиться без них. 70 лет СССР блестяще это доказали.
В-четвертых, уничтожив капитализм, рабочий класс не только осуществит
прогрессивную целесообразность, но и установит в обществе вековечную мечту
человечества - социальную справедливость, равенство и братство людей. Потому в
уничтожении капитализма рабочий класс видит не просто какой-то отдельный
исторический эпизод, а свою великую миссию.
Понимание или
ощущение всего этого рабочим классом становится действительной основой и
исходным пунктом всех социальных движений современности. То позорное
экономическое положение, в котором находится рабочий класс, неудержимо толкает
его вперед и заставляет бороться за свое освобождение. Капитализм делает
рабочего простым придатком машины. Он не имеет ни пола, ни возраста, а есть
лишь рабочий инструмент, требующий различных издержек в зависимости от пола и
возраста. Он раб и не только класса буржуазии, но и самой машины, надсмотрщика
и прежде всего самого капиталиста-фабриканта. И работу он находит лишь до тех
пор, пока его труд увеличивает капитал. Потому рабочий не может не видеть, что
гнетет его капитал, что вести борьбу приходится с классом буржуазии, что
это война не против личности, а против класса, что потому ему нужны объединение
и организованность.
Рабочий класс
безусловно развивается. В той же степени, что и буржуазия, т.е. капитал. Высшая
стадия развития капитализма, крупная машинная индустрия создает материальные
условия и социальные силы, необходимые для борьбы. Она приумножила, объединила
и сплотила рабочий класс (на основе, прежде всего, промышленных рабочих),
привила ему организованность, дисциплину, создала возможность осознания своей
роли. От глубинно народного происхождения он наделен высокой нравственностью и
человечностью. Это объективные качества. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, другие
классики и практики коммунизма дополнили их субъективными.
Освободительно-преобразовательные стремления пролетариата они превратили из
мечтаний в борьбу, связав их с борьбой определенного класса. Они научили
рабочий класс самопознанию и самосознанию, определив, что классовая борьба
становится сознательной лишь постольку, поскольку она делается борьбой политической.
Учение о партии и сама партия - один из основополагающих опорных элементов в
такой борьбе. Все эти качества позволяют рабочему классу не только сокрушить
класс буржуазии, но, что много важнее, стать созидателем нового общества.
Общества, первейшей чертой которого будет отсутствие классов вообще. Потому, коммунисты
всегда будут выделять рабочих, всегда будут подчеркивать их классовую
обособленность и политическую самостоятельность. Рабочий класс не рядовой
участник освободительного движения трудящихся, которое включает в себя и
крестьянство, и интеллигенцию, и даже всяческих полупролетарских хозяйчиков. Он
- ВОЖДЬ и АВАНГАРД этого движения. И это не популистский лозунг,
но объективная потребность победного завершения борьбы всех трудящихся за свое
освобождение.
В заключение, быть
пролетарием по положению еще не значит быть пролетарием по духу и способу
мышления. Здесь уместно напомнить одно из ленинских изречений: «Раб,
сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер.
Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и
бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут,
когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и
хорошим господином, есть холоп, хам.» Это же можно отнести на счет и некоторых
современных «коммунистов-социалистов», даже целых их организаций, которые
предпочитают борьбе за освобождение холопское прозябание под пятой господина.
Это они утверждают и насаждают в обществе псевдонаучное и антимарксистское
мнение об отсутствии рабочего класса на Украине. Они, прикрываясь красным
знаменем и битием себя в грудь под ним, насаждают этот предательский тезис в
массах людей, тем разоружая их перед буржуазным противником. Чушь. Рабочий
класс был, есть и будет. В противном случае остановилось бы все развитие
человечества. Другое дело, что сегодня он пассивен, замкнулся в себе, пребывает
в спячке, что именно потому он и стал невидимым или, точнее, неощутимым. И вот
тут уже прямая вина тех коммунистов, которые вместо того, чтобы будить и
поднимать этот спящий и «невидимый» класс к активной борьбе, объединять и
формировать рабочих в класс сознательных борцов за освобождение трудящихся,
превращать его из класса в себе в класс для себя, прикрывают свое бездействие
(а фактически - прямую измену!) подобными фиговыми листочками. Сегодня крайне
необходимым является и обеспечение психологически-организационного перехода и
адаптации нашего рабочего класса к условиям реставрированного в стране
капитализма. Утратившие навыки активной самостоятельной политической
деятельности и приобретшие качества пассивного потребительства за годы
социализма, познавшие на себе подлость предательства партноменклатуры КПСС,
нынешние рабочие оказались в тяжелейшем положении растерянности. Однако это
пройдет, уже проходит. И обновленный, умудренный новым опытом класс рабочих и
всех пролетариев восстанет в новой победоносной силе и под руководством
по-настоящему своей коммунистической партии приведет трудящихся к победе и
освобождению.
|