«Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти»
Манифест Коммунистической партии
СЛЕДОВАТЬ ЗАВЕТАМ КЛАССИКОВ
Самый больной вопрос нашего коммунистического движения сегодня: «Почему достаточно многочисленные коммунисты и их организации никак не могут столковаться и объединить свои силы?». Острая необходимость разобраться в этом несомненна. Прежде всего, для разоблачения стоящей за самой его постановкой внутренней фальши, которая заключена в преднамеренном или случайном, сознательном или неосознанном, но уходе от установления собственно сущностной основы такого объединения. И если для любого здравомыслящего человека является аксиомой, что всякое объединение возможно исключительно на каком-то конкретном основании - фундаменте общего интереса, понимания или увлечения, то в применении к коммунистическому движению она почему-то игнорируется. И не каким-то малограмотным обывателем, а вполне зрелыми членами коммунистических организаций. «Надо объединяться!» - со сталью в голосе твердят они, воображая себя при этом непоколебимыми большевиками. Но… при том абсолютно не хотят видеть за этой, безусловно, верной фразой, ее внутреннего наполнения. Они кличут всех к единству и стыдят членов других организаций за якобы их нежелание объединяться, но не дают себе труда задуматься, а на какой собственно основе строить это объединение. В большинстве случаев они не имеют никакого определенного представления о том, что стоит за объединением и как вести дело. В то же время, люди, действительно стремящиеся к единству, не будут обращать призывы к нему в дежурное заклинание и пустое причитание, а займутся нахождением того сплачивающего фундамента, на основе которого единственно и возможно возвести устойчивое объединение.
Синдром объединизма не есть что-то новое для коммунистического движения. Много сил его лечению отдал еще Энгельс, который предупреждал, что нельзя позволить сбивать себя с толку криками об объединении, что именно те, кто больше всего носится с этим лозунгом, не вникая в его внутреннее содержание, и является главным зачинщиком раздоров. Он считал этих фанатиков объединения либо ограниченными людьми, желающими смешать все и вся в неопределенную кашу, либо людьми, желающими, бессознательно или сознательно, фальсифицировать движение. Основное противоядие против крикливых проповедников объединения Энгельс видел в безусловной верности коммунистов сущностным принципам марксизма. В противном случае можно погибнуть… от единства.
Для последовательного коммуниста безусловно ясно, что приведенный выше огульный подход к вопросу объединения является извращением марксизма и свидетельствует о глубочайшей победе оппортунизма в рабочем движении нашей страны. Ведь за голословностью его постановки не просто сужаются, но прямо отбрасываются принципиальные позиции марксистов. Позиции, которые собственно и делают человека коммунистом и марксистом. Недостаточно просто назвать себя коммунистом - нужно обладать целым комплексом сущностных качеств коммуниста и, в первую очередь, коммунистическим мировоззрением. В то же время, такое мировоззрение не рождается вместе с человеком. Оно приобретается им опытом всей жизни, складывается постепенным осмыслением ее, формируется научным пониманием. Последнее разработали и предоставили человечеству в виде законченного научного учения Маркс и его идеологические последователи. И вот сейчас находятся люди, причисляющие себя к коммунистам и марксистам, но не разделяющие их взглядов и научных выводов. Более того, именно они, эти фактические некоммунисты, яростнее всего болтают о единстве коммунистов, вопят о расколах среди них и гневно обвиняют каждого, кто осмеливается возражать противоестественному объединению коммунистов с некоммунистами. К сожалению должного отпора ни им, ни их оппортунистической позиции сегодня не дается. Настоящие коммунисты, которые способны это сделать, пока пребывают в унизительном для современного общества меньшинстве и подавляются не столько справедливостью доводов некоммунистов, сколько их массированной крикливостью. Но это временно. Процесс настоящего объединения коммунистов идет, и они соединяются уже не по голому призыву, а по своему коммунистическому мировоззрению и свободно принятому решению. Соединяются именно для того, чтобы бороться и не погрязать в болоте, обитатели которого вместо пути борьбы выбрали путь примирения.
В связи с тем необходимо: во-первых, изложить взгляды на содержание современной политической ситуации и объяснить разницу между коммунистически-революционной и оппортунистически-номенклатурной политикой, во-вторых, определить практические задачи и объяснить разницу во взглядах на них. Или, попросту, объясниться – коммунистам с некоммунистами. На основе теоретического наследия классиков марксизма и практического опыта большевистской партии (изрядно забытых и изуродованных после смерти Сталина) противопоставить ленинско-большевистскую коммунистическую позицию всевозможным лжекоммунистическим и оппортунистическим воззрениям. Фактически, размежевание на коммунистов и некоммунистов сегодня есть свершившийся факт, в том числе и на уровне целых организаций – имеется 2 СКП-КПСС, 2 Союза Советских офицеров, несколько партийно-политических объединений рабочих, множество компартий и т.д. Поэтому, в конце концов, надо определиться, поставить в этом деле точку, завершив процесс размежевания и начав процесс объединения уже принципиально коммунистических сил. Пора назвать вещи своими именами и перестать признавать КПРФ с КПУ коммунистическими партиями, что на деле уже мало кем и оспаривается. Вместе с тем надо перестать оглядываться на КПРФ или КПУ и униженно пасовать перед их количественной массовостью или перед массовостью их поддержки населением. 20-ти миллионная массовость КПСС не спасла ее от разгрома. И исключительно потому, что это была массовость оппортунистическая. Пример КПСС нагляднейше показывает насколько подобная массовость опасна и губительна для коммунистического движения, а потому требует не почтения, а самого беспощадного и бескомпромиссного отвержения. Подобное состояние характерно для нынешних КПРФ с КПУ. Со всеми вытекающими последствиями. Настоящих коммунистов сегодня мало? Они пока слабее? Не страшно, ибо за ними сила правды. Той правды, которая предопределяет историческую победу коммунизма. Главное – твердо сохранять верность сущностным принципам марксизма, поскольку только принципиальная политика есть единственно правильная, победная политика. Более того, ради этого коммунисты должны всегда иметь мужество пожертвовать успехом немедленным в интересах более важных вещей. Для них это допустимо, поскольку конечный успех им абсолютно обеспечен и они не нуждаются всегда и безусловно в немедленном успехе. Напротив, погоня за таким сиюминутным успехом ценой отступления от принципиальных позиций не приблизит конечный успех, а отдалит его.
Истоки ситуации
После смерти Сталина победный период социализма сменился периодом загнивания, упадка и конечным поражением социализма в СССР. Определяющей причиной такой смены явился отход КПСС от принципиальных положений марксистско-ленинско-сталинского коммунистического учения. Отход осуществлялся по следующим направлениям:
- Отказ от принципиально классовой позиции, предусматривающей сохранение ведущей роли рабочего класса и осуществления его диктатуры через Советы на всем пути социалистических преобразований, переход к социально-обезличенным общенародным позициям. Это подорвало интерес, волю и силу рабочего класса как вождя и авангарда всего революционного процесса и тем разрушило фундаментальную основу самой возможности успешного построения коммунизма.
- Превращение партии рабочего класса в партию всего народа. Что размыло ее классовый рабочий стержень, привнесло в нее свойственный непролетарским слоям и группам дух колебаний, соглашательства, неуверенности, недисциплинированности, разложения и тем преобразовало из победного оружия в руках пролетариата в инертную толпу людей, безвольно потакающих партийно-бюрократическим чиновникам. Именно непролетарские элементы являются основным источником оппортунизма и измены, и именно под их воздействием партийная принципиальность была обращена в холуйскую преданность руководителю, а дисциплинированность – в бездумное послушание.
- Скатывание от социалистических принципов, приоритетов и критериев в развитии экономики, в сторону принципов, приоритетов и критериев экономики капиталистической – усилению товарно-рыночных регуляторов и ставке на прибыль. Что создало противоречие между применяемыми методами управления, свойственными капиталистическому производству с его обособлением производительных сил и стихийностью развития, и реально существующим единым социалистическим производительным комплексом, объективной потребностью управления которым является централизованная организованность и всесторонняя научная плановость. Возникшее несоответствие дезорганизовывало и разрушало экономику СССР. Одновременно формировало внутри общества капиталистические элементы, условия и отношения, которые и составили в последующем основную ударную силу реставрации капитализма.
- Отступление от классового понимания нравственных и духовных человеческих ценностей, замена их лицемерными буржуазными «общечеловеческими» ценностями. Что разлагало социалистическое общество, деморализовывало его и прямо способствовало утверждению в нем чуждой рабочему человеку буржуазной индивидуалистически-эгоистической идеологии.
В итоге, извращенные оппортунизмом и реформизмом коммунистические основы организации жизни были выхолощены в своей сути, что и трансформировало победное социалистическое общество в деградирующее псевдосоциалистическое. Совершенно очевидно - крах СССР был предрешен скатыванием КПСС в оппортунизм и ревизионизм. Это должно стать самым важным уроком для коммунистов. И другой – подтверждение научной силы марксизма, ведь еще в 20-е годы, основываясь на его выводах, последовательный марксист Сталин предопределял, что победа оппортунизма в партии неминуемо приведет к поражению социализма в государстве. История подтвердила правоту Сталина и жестоко карает сегодня трудовой народ за пренебрежение марксистской наукой и оппортунистическое перерождение партии.
Характеристика момента
Классики учат, что марксизм требует самого точного, объективного учета особенностей каждого конкретного периода. Только в таком случае возможно выработать правильную, т.е. победную, политику, выработать победную стратегию и тактику деятельности и поведения коммунистов. Опять же оговорим - коммунистов-марксистов, коммунистов-революционеров.
В наиболее общем виде текущий момент характеризуется тем, что, несмотря на рост недовольства населения и нарастание революционной ситуации, революционное движение адекватно не зреет и не организуется. Народная борьба носит характер бунтов, т.е. возмущений несознательных, неорганизованных, стихийных, даже диких. Трудящиеся массы морально угнетены, пребывают в растерянности и шоке после обвала предательств КПСС, развала СССР, безвольной сдачи социализма и реставрации капитализма, находятся под мощным прессом буржуазной пропаганды. Рабочее движение, как движение самого передового класса, отброшено назад, фактически к своему нулевому уровню - от самостоятельной политической борьбы за власть к экономическому попрошайничеству. Многочисленные коммунистические и близкие к ним по духу организации разобщены, обособлены, варятся в собственном соку, а наиболее массовые из них (КПРФ, КПУ) погрязли в оппортунистическом болоте, превратившись из партий социальной революции в партии социальных реформ. Во главе их продолжают оставаться горбачевцы, а внутри господствует горбачевщина, как высшая форма оппортунистического перерождения. Отметим, что в последнее время эту вторую волну горбачевщины в коммунистическом движении, которая уже, как и прежде первая, выявила свое банкротство и предательскую суть, готовится сменить третья волна. Под прикрытием как раз объединительных настроений. Особо мощным ударам сегодня подвергается марксистская теория. Как со стороны буржуазной пропаганды и СМИ так и со стороны оппортунистов из официальных «компартий» и «соцпартий». В результате в коммунистической массе процветает если не откровенный антимарксизм, то до неузнаваемости извращающий его суррогат. Верные революционному марксизму коммунистические силы раздроблены и действуют на уровне кружковщины. Сознательная коммунистическая пропаганда и агитация в массах ими проводятся сумбурно, непоследовательно, кустарно.
В то же время буржуазный противник усиливает свои позиции. Ему удалось стабилизировать экономическую обстановку (пусть даже на самом низком уровне); он провел буржуазную реорганизацию государственно-политической системы - преобразовал, создал, подчинил себе или приспособил под себя разнообразные государственные силовые, пропагандистские, юридические и иные органы для защиты и обороны своих порядков, закрепил ее конституционно; приобрел опыт удержания политической власти и решительность в применении любых средств и методов для того; всевозможными реформами и экономическими преобразованиями распылил, разобщил рабочий класс, обособил отдельные его отряды и организует стравливание их между собой. Буржуазными режимами используется и ныне утвердившееся моральное состояние масс простых людей. Которые, с одной стороны, уже как-то свыклись с новыми порядками, приспособились выживать и потому страшатся каких-либо новых социальных катаклизмов, а с другой – в результате всего произошедшего и происходящего пребывают в состоянии растерянности, подавленности, униженности. Они потеряли веру в саму возможность установления справедливости и доверие ко всяким борцам за их счастье, а с тем, особо после массовых измен и поражений коммунистов, утратили и волю к борьбе. Отдельные сопротивленческие акции носят эпизодический и случайный характер.
Таков, к сожалению, неутешительный для коммунистов обобщенный вывод о современном положении. Его усугубляет осознание того, что все закрепление буржуазно-капиталистических порядков шло без какого-либо серьезного сопротивления со стороны коммунистов, которые практически без боя, начиная с ХХVIII съезда КПСС, последовательно сдавали позицию за позицией. Мало того, прикрывшись коммунистически-социалистическими знаменами оппортунистически-пробуржуазные силы в них прямо подсобляли становлению и закреплению буржуазного строя. Самые яркие примеры – роль КПРФ в принятии российской буржуазной конституции и КПУ с СПУ в замене социалистической Конституции Украины на буржуазную. В последующем они же немало поспособствовали многим решающим для реставрации и усиления капитализма реформам.
Надо признать, что в коммунистических рядах присутствуют пессимистические настроения. Но коммунисты не должны позволить таким настроениям возобладать над собой, ибо они безосновательны. О том, что коммунисты сильны даже в нынешнем разодранном виде, свидетельствуют никак не ослабевающие, а, напротив, все усиливающиеся нападки, глумления, ложь и зубоскальство всех сил буржуазной пропаганды против них. Боятся ведь коммунистов, потому как знают, что их сила в правде и рано или поздно она победит. Но победит не сама по себе, а волей и делом коммунистов, рабочего класса, угнетенных и трудящихся масс. Чтобы восстановить и умножить силы коммунистического движения, обратимся к знаниям и опыту коммунистов предыдущих поколений, вспомним их и превратим в оружие победы.
Класс для себя
В сознании
Марксизм однозначно определяет, что единственным базисом, который может обеспечить окончательную победу является СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ рабочих масс. Именно потому решающей задачей всякого настоящего коммунистического движения является воспитание в рабочих массах социалистического сознания.
Что понимать под социалистическим сознанием? Сознание рабочего может быть признано социалистическим если: он признает необходимость и неизбежность переустройства всего уклада жизни, т.к. видит свое собственное освобождение в уничтожении всех бесчеловечных жизненных условий современного общества; он понимает миссию и роль рабочего класса как той решающей силы, которая единственно способна победить капитализм; он осознает себя классом, который ведет политическую борьбу за власть; он выделяет свой класс и понимает, что рабочий класс не рядовой участник освободительного движения трудящихся, а ВОЖДЬ и АВАНГАРД этого движения; он умеет видеть каждый другой общественный класс и приучен откликаться на все и всяческие случаи произвола и угнетения, к каким бы классам и национальностям не относились эти случаи.
Осознание этого рабочим классом становится действительной основой и исходным пунктом всего революционного процесса. То позорно-подневольное экономическое положение, в котором находится рабочий класс, как главная производительная сила общества, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое освобождение. История утверждает, что нарастание революционной борьбы рабочего класса в условиях капитализма является законом его жизни. И именно эта борьба, а не какие-то стихийные эволюционные процессы, привела современное общество к его нынешнему «демократическому» состоянию. Как бы не извращали действительность буржуазные идеологи, но невозможно не признать, что, даже, несмотря на отдельные поражения рабочего движения, фактом является не наступление, а отступление капитализма. Причем не только в социальной сфере, где значительно расширены права трудового народа, но и в экономике – когда уже внутри капиталистического производства неудержимо наращиваются социалистические элементы хозяйствования и управления, и в политике – когда капитализм вынужден все более считаться с трудящимися массами и развивать свой демократизм. Даже то, что капитализм уже вынужден скрывать свое истинное лицо, маскировать его под вывесками всевозможных общечеловеческих ценностей, и, таким образом, подлаживаться под общественное мнение, т.е. к трудящимся слоям, свидетельствует не о его силе, а о слабости. Однако нарастание борьбы может идти быстрее или медленнее, может вести к победе или к поражениям. И здесь важнейшее значение имеет последовательная политическая работа коммунистов по сбиванию рабочих в класс на основе социалистического сознания и по воспитанию его революционной активности. В противовес трэд-юнионистскому прозябанию в ожидании подачки или реформы от буржуазии, что разлагает рабочий класс и сдерживает общий процесс развития его революционности. Неоспоримой аксиомой в практической работе для настоящих коммунистов должно быть твердое убеждение - залогом успешности их борьбы может быть лишь то, что они всегда будут признавать революционно-классовые принципы как единственно возможные для ее победного исхода, всегда будут выделять рабочих, всегда будут подчеркивать их классовую и политическую самостоятельность, всегда будут выдерживать классовую линию всей своей деятельности. В отличие от всевозможных лжекоммунистов из партий типа КПРФ или КПУ, которые стыдливо извиняются при каждом вынужденном упоминании о рабочем классе. В том сущностное различие коммуниста от некоммуниста. Даже тогда, когда последний состоит членом какой-то коммунистической организации.
В свою очередь, всякие оппортунистические теории, внедряемые в массы под видом всевозможных «разумных», «современных», «общечеловеческих» и прочих альтернатив марксизму, наносят удар именно в этот самый жизненно важный центр рабочего движения, в его сознание, тем разрушая его и уводя от самой возможности победы. Поэтому, принципиальнейшей задачей для коммунистов всегда является борьба с оппортунизмом за утверждение в рабочих массах социалистического сознания. С другой стороны, любой, кто придерживается оппортунистических взглядов и теорий или даже просто пассивно смиряется с ними, независимо от того осознанно или нет, но фактически становится пособником буржуазии, а с тем и врагом трудящихся. Как бы это было не по нраву нынешним «коммунистам» из КПРФ или КПУ, но на деле такое заключение, несомненно, относится и к ним. Ход политического развития привел к тому, что в наше время физическое насилие для подчинения трудящихся масс господствующим классам все более уступает место насилию над сознанием людей. Путем извращения, развращения, опошления сознания трудящихся масс господствующие классы превращают их в своих бессловесных и покорных рабов, «добровольно» признающих и принимающих свое рабство и безропотно позволяющих грабить себя. И в этом деле значение оппортунизма для них сегодня невозможно переоценить. Более того, оппортунизм в наше время становится буржуазнее самой буржуазии. Таким образом, очевидно, что, не выполнив задачу разгрома оппортунизма и утверждения в рабочих массах социалистического сознания, коммунистам нечего и мечтать о победе над капитализмом. Без преувеличения можно сказать, что сейчас это именно то особое звено, ухватившись за которое коммунисты могут удержать всю цепь. Коммунистическое движение обречено пока в сознании масс рабочих не опровергнуты, не опрокинуты оппортунистические суждения - отсутствия классов и классовой борьбы, упования на буржуазный «демократизм» и парламентаризм, возможности эволюционной «демократической» трансформации капитализма в социализм, «честных» и «добропорядочных» национальных капиталистов и т.д. и т.п. Исторический смысл марксизма в том, что он связал преобразовательно-освободительные стремления людей с борьбой определенного класса и именно тем превратил социалистические мечтания в социалистическую борьбу. «Вне классовой борьбы социализм есть пустая фраза или наивное мечтание» (Ленин, «Мелкобуржуазный и пролетарский социализм»). Воззрения же представляемые оппортунизмом, отказываясь от классовой борьбы и проповедуя социальный мир между рабовладельцами и рабами, подрывают эту основополагающую суть революционности марксизма и, тем, фактически убивают его революционную душу, снова оборачивают борьбу в мечтания.
Из сказанного вытекает непосредственная практическая задача коммунистов – формировать социалистическое сознание у рабочих. Причем видеть в нем не простой противовес сознанию буржуазному, но самостоятельное классовое миропонимание и фундамент мировоззрения будущего социалистического общества. Чем, собственно, оно и есть по сути, поскольку появилось не волей случая или чьей-то кабинетной выдумкой, а исторически сформировалось на основе собственных мироощущений трудового народа. Сделать такую работу возможно, прежде всего, через обличение и нанесение поражения оппортунизму. К сожалению, здесь нельзя не подчеркнуть, что сейчас вести такую работу коммунистам надо начиная с самих себя, со своего собственного образования. Поскольку именно марксистская неграмотность является той благодатной почвой, на которой единственно возможно взращивание оппортунизма и превращение его в ударную силу буржуазии, то для настоящего коммуниста непреложным должно быть убеждение, что марксистская неграмотность равноценна предательству делу коммунизма. Не случайно сегодня все оппортунистические партии не просто забросили, но активно препятствуют марксистской учебе своих членов (и уже в том еще один из признаков их оппортунистичности!), ибо только она способна разоблачить их оппортунизм и поставить ему заслон.
Воспитание социалистического сознания у рабочих дело трудное, длительное и кропотливое, зачастую невидимое и неосязаемое. На его пути стоят мощные препятствия. Как субъективные, искусственно возводимые классовым противником, так и объективные, порожденные многовековым угнетением трудового народа - необразованностью, забитостью, задавленностью трудом и бытом, привычками и традициями. Но решать эту задачу надо в первую очередь, ибо только с ее решением может быть создана настоящая, готовая к решительным классовым боям пролетарская армия. И не отчаиваться, не поддаваться унынию, а упорно вести свою работу, преодолевая невежество, косность, лень, отбивая буржуазные атаки и отражая оппортунистические происки. Ее количество рано или поздно перейдет в качество, а жизнь заставит рабочих снова пройти путь от бытового попрошайничества к полноценной политической борьбе, от класса в себе в класс для себя. Сегодня коммунисты должны активно взяться за социалистическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания и революционной активности, которые надо довести до такого уровня, чтобы трудящиеся массы осознали невозможность жить по-капиталистически и потребовали изменения всей системы общественных отношений, чтобы большинство рабочих (или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость революции и готово было идти до конца ради нее.
Решении такой задачи необходимо вести, руководствуясь следующими положениями.
Во-первых, недостаточно просто объяснять политическое угнетение рабочих. Надо организовать такое всестороннее обличение капитализма, чтобы наталкивать массы людей (из всех классов), недовольных отдельными его гнусностями, на мысль о негодности всего капиталистического порядка. Убедительно доказывать все возрастающую реакционность самого капиталистического способа хозяйствования. Показывать скудость и отвратительность быта, нравственности и культуры буржуазии. Всесторонняя комплексность политических обличений – необходимое и основное условие воспитания революционной активности масс. Вместе с тем, опираясь на социалистический опыт СССР, указывать реальный альтернативный путь развития.
Во-вторых. Общеизвестно ленинское определение, что «классовое политическое сознание рабочих может быть привнесено рабочему только извне, то есть, извне экономической борьбы, извне сферы отношений рабочих к хозяевам» («Что делать?»). Отсюда, задачей коммунистов становится всесторонность развития политического сознания у рабочих. Что, в свою очередь, предполагает знание отношения всехклассов и слоев к капитализму, буржуазному государству, правительству, знание взаимоотношений между всеми классами, знание всех особенностей социального и политического положения каждого класса и слоя. Для решения такой задачи коммунисты должны вести активную работу во всех слоях общества – и теоретическую, и пропагандистскую, и организаторскую. В настоящее время исключительно важным и эффективным является использование опыта рабочего движения других стран мира. Так, на примере современных западных всеобщих забастовок, которые под руководством оппортунистических лидеров проводятся лишь с экономическими требованиями, возможно воспитание у рабочих понимания и банкротства оппортунизма, и бесперспективности попрошайничества, и общности природы всех нынешних социальных проблем.
В-третьих. Только политическая борьба делает борьбу классовую сознательной. Сами рабочие собственными силами на опыте стихийных протестов способны выработать лишь сознание трэд-юнионистское – вести борьбу с хозяевами, объединяться в союзы, добиваться отдельных необходимых себе законов и т.д. Такое сознание усматривает все беды трудящихся, а отсюда выводит и цели их борьбы, не в самой капиталистической системе, а только в неких ее недостатках и отдельных личностях, хозяевах. Таким образом, трэд-юнионистское сознание выступает против революционного характера рабочего движения и борьбы против основ капитализма. Поэтому Ленин называл трэд-юнионистскую политику буржуазной политикой рабочего класса. Коммунисты обязаны отрывать рабочих от нее и, на основе привносимого всеобщественного политического опыта, поднимать стихийное рабочее движение до уровня сознательности политического движения рабочего класса.
В-четвертых. Коммунистическое учение вырастает из философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатываются образованными людьми. В последнее время интерес коммунистов к теории значительно ослаблен. Это результат наследия начетничества и цитатничества КПСС, ревизионистских и оппортунистических извращений, тотальных атак буржуазной пропаганды. Сегодня настоятельно требуется повышение внимания к теоретической стороне революционного движения рабочего класса. Современный капитализм гигантски разросся и разветвился, что требует огромного запаса теоретических сил и опыта для выполнения рабочим движением своих революционных задач. КПСС после Сталина запустила эту работу, следствием чего стала победа в ней оппортунизма и последующее поражение социализма в СССР. Ленин учил: «Без революционной теории не может быть и революционного движения» («Что делать?»), а Сталин постоянно подчеркивал, что без теории нам смерть. Не больше и не меньше. Теория – это опыт мирового рабочего движения в его общем виде и она превращается «…в величайшую силу рабочего движения, если она складывается в неразрывной связи с революционной практикой, ибо она, и только она, может дать движению уверенность, силу ориентировки и понимание внутренней связи окружающих событий, ибо она, и только она, может помочь практике понять не только то, как и куда двигаются классы в настоящем, но и то, как и куда должны двинуться они в ближайшем будущем» (Сталин, «Об основах ленинизма»). Характерно, что все нынешние некоммунисты всячески уклоняются от каких-либо серьезных теоретических разговоров.
В-пятых. Коммунисты, признавая первостепенную значимость особого выделения рабочего класса, в то же время не должны замыкать его на себе, изолировать от других классов общества, отстранять от их жизни и проблем. Рабочий класс должен быть непременным участником буквально всякого события в обществе. К какому бы классу или слою оно не относилось. Он обязан активно вмешиваться в любой политический вопрос, даже если решение этого вопроса не сулит ему осязательных результатов, и инициативно в нем участвовать. Этим будет не только повышаться политический вес и авангардная значимость рабочего класса в обществе, но и изживаться многовековая униженность и холопство человека труда, воспитываться чувство его собственного достоинства, формироваться чувство хозяина и руководителя общества, причастного и ответственного за все в нем происходящее. Именно такие общественные качества свойственны человеку будущего коммунистического общества.
В-шестых. Утратившие навыки активной самостоятельной политической деятельности и приобретшие качества обывательского потребительства за послесталинские годы, познавшие на себе подлость предательства партноменклатуры КПСС, находящиеся под постоянным прессом буржуазной идеологической обработки, нынешние рабочие оказались в тяжелейшем положении растерянности и отчаяния. Поэтому, сейчас крайне необходимой является работа коммунистов по восстановлению психологической устойчивости нашего рабочего класса и его морального духа, адаптации к условиям реально реставрированного в стране капитализма. Осуществить такую задачу возможно лишь на основе воспитания социалистического сознания, а также восстановления доверия к коммунистам и их партии.
В оппортунистических партиях сегодня, пусть не в открытую, но и не особо скрываясь, муссируются теории и рассуждения, что в современном обществе роль рабочего класса снизилась и даже более, что он сам якобы уже растворился в других слоях и прекратил существование как класс. Что все разговоры о нем сегодня это лишь от упрямства твердолобых ретроградов и консерваторов, отставших от жизни и не желающих считаться с современными реалиями. Да, надо признать, что рабочий класс сегодня ничем особым не выделяется на политической арене. Хуже, активность некоторых бабушек, гремящих кастрюлями, зачастую гораздо выше активности рабочих. Рабочие сегодня пассивны, замкнуты в себе, пребывают в политической спячке. Именно оттого рабочий класс как бы потерялся, стал невидимым или, точнее, неощутимым. Но вот тут уже прямая вина тех лжекоммунистов, которые вместо того, чтобы будить и поднимать этот спящий и «невидимый» класс к активной борьбе, объединять и формировать рабочих в класс сознательных борцов за освобождение трудящихся, превращать его из класса в себе в класс для себя, прикрывают свое бездействие (а фактически - прямую измену!) подобными фиговыми листочками. Однако уже подходит время, когда обновленный, умудренный новым опытом класс рабочих восстановит свою революционную силу и под руководством по-настоящему своей коммунистической партии поведет трудящихся к победе и освобождению.
В организации
«…пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса». (Ленин, «Шаг вперед, два шага назад»). В этой фразе Ленина выведена общая формула, которая определяет объективные условия для достижения победы коммунистами – объединение, сплачивание, сорганизовывание пролетарских масс на основе социалистического сознания. Здесь необходимо выделить существенный, а для современного коммунистического движения центральный, момент, который заключен в самой последовательности действий, когда именно идейное объединение закрепляется соединением организационным. Но не наоборот. 10 предыдущих лет коммунистические организации, наследуя формалистические традиции послесталинской КПСС, формировались, строились, перестраивались именно наоборот и примеры существующих «коммунистических» партий показывают к чему ведет такое организационное организовывание - марксистской непоследовательности, идеологической нестойкости и, как следствие, поражениям и соглашательству с буржуазией. От этого подхода сегодня надо избавляться в первую очередь и новый сбор коммунистических сил проводить из идейных сторонников марксизма-ленинизма. Притом, коммунистическая убежденность каждого должна определяться не голыми заявлениями в верности и битьем себя в грудь, а подтверждаться реальными идеологическими позициями и практической деятельностью. Надо научиться отличать действительно коммунистического бойца от пустозвона и приспособленца. Это жизненно важно для современного коммунистического движения, которое сейчас засорено людьми, в сути не являющимися коммунистами, не понимающими и не принимающими коммунизм, а потому и не способными бороться за его достижение. Тем более, быть авангардом. Именно такие люди составляют основную базу и главную силу всякого оппортунизма. КПРФ, КПУ и им подобные тому наглядные примеры. От них надо очищаться, отмежевываться, избавляться.
Сегодня организационную работу надо ставить по-ленински, привлекая в наши организации людей преданных трудовому народу и осознающих, что его освобождение определяют политическая классовая борьба и рабочий класс. Общество выделяет много людей, годных для дела, все больше и больше недовольных, желающих протестовать и готовых оказать посильное содействие, и коммунисты должны научиться употребить всех их. Однако употребить со строго классовых позиций и строго в классовых интересах пролетариата. Любой другой подход для коммунистов неприемлем, а всякая организация построенная по-другому не может признаваться коммунистической. В том главнейшее условие для восстановления победной силы коммунистической организации.
Предыдущие годы коммунисты держали оборону, находясь в осаде и, фактически, разобщенно, каждый в своем окопе. Теперь надо вести дело к объединению разрозненных коммунистических сил в единый коммунистический фронт. Объединению не путем сваливания в один общий котел различные элементы всех красных и розовых оттенков, которые и сегодня не могут поладить, а при первых же трудностях придут к еще большим противоречиям между собой, но единственно на идейной основе марксизма, большевистской основе ленинизма и сталинизма.
С другой стороны, сегодня коммунисты пытаются добиться доверия к себе и своим партиям, апеллируя к массам, которым буржуазная пропаганда совместно с оппортунистическими помощниками уже вживила и поддерживает если не патологическое неприятие коммунистического мировоззрения, то серьезные сомнения в его идеях. То есть коммунисты пытаются перескочить через период нового созревания или восстановления в пролетарских массах марксистского, коммунистического сознания, считая, что это мол наши массы уже проходили и достаточно грамотны. Что, очевидно, сейчас их главная стратегическая ошибка. Не надо тешить себя иллюзиями, а исходить из реалий и отдавать отчет, что предыдущие марксистские знания и опыт, воспитанные в массах трудящихся ленинскими и сталинскими коммунистами, сегодня большей частью утрачены. Буржуазной пропаганде, вкупе с оппортунистами, удалось разорвать в сознании людей связь между благополучием их жизни в СССР и социалистическим способом организации всей жизни. Они же породили в массах иллюзии о возможности возрастания их благополучия в условиях призрачного «свободного» «демократического» общества (о фактическом капитализме с алчностью его олигархов и волчьими законами жизни лукаво умалчивается, а его пороки представляются отдельными, малозначимыми и вполне устранимыми недоразумениями). Ни КПРФ, ни КПУ даже не пытаются соединить этот разрыв, а напротив, следуя своим оппортунистическим представлениям, лишь увеличивают его, чем подыгрывают буржуазии. К сожалению, необходимо многое начинать сначала. Повторять и вспоминать пройденное, ибо предательства КПСС, идеологический террор буржуазной пропаганды, оппортунистическая лживость нынешних официальных (пробуржуазных!) «коммунистических» партий, не только породили сомнения в справедливости, необходимости и самой возможности восстановления социализма, но создали достаточно стойкое его отторжение даже в рядах рабочего класса. Не ликвидировав эту идеологическую брешь, не восстановив в рабочих массах понимание социализма, его исторической и социальной сути, коммунисты не могут рассчитывать ни на ликвидацию бреши организационной, ни на восстановление своей авангардности в рабочем движении. Поэтому и приходится возвращаться к азам марксизма, вспоминать его азбучные истины, заниматься работой сближающей и сливающей воедино стихийные движения масс с сознательной силой организации коммунистов-революционеров. Это второе необходимое условие.
И третье. В сегодняшней организационной работе необходимо безоговорочно исходить из того, что размежевание идеологическое, т.е. на коммунистов и некоммунистов, стало свершившимся фактом. Несмотря на то, что еще не всеми сознается и принимается. Как ни странно, но это заслуга именно оппортунистических сил КПРФ и КПУ, которые, в противоположность коммунистам, не боятся и не стесняются вести открытую борьбу со своими идеологическими противниками из коммунистов. Которым лишь остается со своей стороны однозначно и прямо заявить об идейном разрыве коммунистического направления с некоммунистическими, а также об организационном обособлении коммунистических сил. В то же время, надо прекращать создание новых коммунистических центров и переходить к совместному собиранию и соединению существующих центров, к организации единого центра коммунистического движения.
Коммунистическое движение уже накопило и имеет достаточно возможностей, способных обеспечить успешное проведение всех организационных мероприятий. Прежде всего, сегодня это структура СКП-КПСС. Фактически, особо после размежевания с КПРФофским СКП, она является готовой формой для требуемого объединения коммунистов. В свою очередь, ее опорным стержнем по-видимому должна стать российская РКРП-РПК, как наиболее структурированная, опытная и целеустремленная партия, чьи марксистские программные установки и последовательная верность им в практической деятельности проверены и подтверждены годами борьбы. В то же время, таковым стержнем нельзя признать КПС, которая, несмотря на то, что и организаторы дела и вовлеченные члены организации являются настоящими коммунистами, на данный момент фактически представляет собой еще не сложившийся и только формирующийся организм. Ждать окончания процесса ее слаживания означает лишь необоснованную затяжку времени. В ситуации с КПС настораживает стремление ее руководства, которое в большинстве составляет и руководство СКП, явочным порядком передать ей функции СКП, подменить ею СКП. Думается, что такая политика, к тому же проводимая волевыми методами номенклатурного администрирования, не будет поддержана коммунистами и не только не усилит КПС, но и разрушит СКП. Идеологическим центром собирания коммунистических сил может стать газета «Гласность», как авторитетный общесоюзный орган коммунистического движения. Правда для того ей придется добавить марксистскую законченность, поскольку некоторые ее нынешние материалы демонстрирует непоследовательность и расплывчатость взглядов редакционного коллектива, а также поднять коммунистическую принципиальность, которая способна предохранить от проникновения на ее страницы безграмотных материалов типа рассуждений о диктатуре пролетариата в №3 за 2003 год. Хуже обстоят дела на Украине, где, несмотря на наличие всего спектра коммунистического движения, только оппортунистическая КПУ на настоящий момент представляет собой реальную силу. Из существующих организаций более всего по своим идеологическим позициям и положению в украинском обществе к требованиям революционно-коммунистического движения подходит редакция газеты Всеукраинского Союза Рабочих (ВСР) «Рабочий класс». Однако чтобы стать полноценным всеукраинским центром консолидации коммунистических сил, ей надо решиться оторваться от КПУ, твердо обозначить свои марксистские позиции и структурироваться в самостоятельную политическую партию.
Здесь нельзя не отметить негативную роль личностного фактора в современном нашем коммунистическом движении, когда личные амбиции лидеров коммунистических сил становятся значительным препятствием для их объединения. В условиях развала КПСС и стихийности организации коммунистического отпора буржуазной реставрации сложилось так, что на политическую арену сразу вышел целый ряд ярких и сильных коммунистических лидеров, каждый из которых сумел собрать и сплотить вокруг себя значительные коммунистические силы. Безусловно, в той обстановке измены руководства КПСС, общей неопределенности, хаоса и опасности новых измен такое распадение было естественно и оправданно. Некоторое время затем еще потребовалось, чтобы из выделившихся и обособленных очагов сопротивления определились кто есть кто, т.е. тоже было обоснованно. Однако сегодня, когда позиции каждого достаточно определены и подтверждены практической борьбой, создалась возможность сознательного объединения и состояние разобщенности не только теряет для коммунистического движения всякий смысл, но становится препятствием для его развития. Поэтому сейчас на повестку дня выходит соединение всех сил коммунистического сопротивления в единой организации, с единым центром управления. Уже именно коммунистических сил с осознанным размежеванием и отмежеванием ото всех оппортунистических и псевдокоммунистических прихвостней буржуазии. Для начала же должно быть преодолено амбициозное соперничество отдельных лидеров за первенство и интересы общего дела должны возобладать над интересами личными. И в этом случае наиболее подходящим началом для выхода из существующей ситуации является разворачивание новой единой коммунистической партии на основе нынешнего СКП-КПСС путем проведения общей учредительной конференции, включающей на равных, независимо от их размеров, все коммунистические силы, и с созданием общего коллегиального органа управления. Критерием, безусловно, должна быть коммунистическая убежденность и практическая деятельность каждой организации. Для подготовки такой конференции будет полезным проведение открытой политической дискуссии в коммунистических кругах, которая определит всех участников объединительного процесса, покажет и конкретизирует позиции каждого, проявит точки расхождения и сближения, выявит искренность желания идти на объединение или разоблачит его отсутствие. Она же станет эффективным приемом политического просвещения и привлечения трудящихся масс к активной деятельности на стороне коммунистов. Для качественного проведения такой дискуссии также имеются все возможности, поскольку каждая из ныне действующих коммунистических организаций располагает собственными печатными органами, а обобщающие материалы можно совместно готовить на базе той же “Гласности”.
(продолжение в следует далее)
|