СОЦИАЛИЗМ
- ФАЗА И
СПОСОБ
Исторической
задачей современности является ликвидация противоречий капитализма через его
уничтожение и построение новой, более высокой формы общественных отношений,
которая обеспечит простор для последующего развития производительных сил
общества в интересах всех составляющих его членов. Новая система отношений
между людьми, а именно коммунистическая, завершит процесс обобществления труда
и средств производства, устранит отчуждение масс производителей от средств
производства и результатов труда, передаст все вопросы развития во
всеобщественное разрешение - установит общественное регулирование как сферой
труда так и сферой потребления, создаст условия для свободного и
заинтересованного труда масс производителей "по способностям", что, в
конечном итоге, приведет к реализации принципа обеспечения каждого члена
общества "по потребностям". Она навсегда ликвидирует эксплуатацию
человека человеком и социальное неравенство между людьми. Эта система создаст
условия и для последующего, уже неантагонистического, совершенствования
отношений между людьми в процессе обязательного приведения их в соответствие с
продолжающимися непрерывно развиваться производительными силами, сведя проблему
к простому противоборству закостенелости и новаторства.
Буржуазные
теоретики упорно пытаются вычленить коммунистическую форму производственных
отношений из общего и единого процесса человеческого развития, обособить ее и
представить как всего лишь некий зигзаг человеческой мысли. Надуманный,
отвлеченный и никак не связанный с реальной жизнью вариант, искусственно
смоделированный кабинетными умниками. Тем "доказать" субъективность
характера предложений марксистов. В свою очередь, марксизм рассматривает смены
общественных формаций, в том числе и капитализма коммунизмом, как единый,
неразрывный процесс совершенствования человеческого общества и утверждает
объективность таких смен.
Социализм. Идея.
Несомненно, что
переход к новой общественной системе не произойдет каким-то виртуальным скачком
и не осуществится единовременным политическим актом. Для того потребуется некий
временной промежуточный период, на котором постепенно и последовательно будут
производиться необходимые преобразования. Период не ожидания манны небесной, а
борьбы и труда. В марксистской науке он определен как социалистический, как
фаза качественных преобразований предыдущих капиталистических отношений в
коммунистические. В то же время, нельзя не отметить, что все преобразования
на этой фазе проводятся уже не стихийно или эволюционно, а осознанно, активно и
целенаправленно. Поскольку здесь созданы принципиально новые общественные
условия - политическая власть находится в руках трудового народа, а орудия
производства в распоряжении и под управлением общества, то появляется
практическая возможность для широкого применения присущих новой системе свойств
и качеств. В частности, возможность планового развития, централизованного
управления и т.д. Потому, такое положение позволяет признать социализм не
только фазой развития общества, но и способом утверждения новых общественных
отношений, орудием преобразований. По-видимому, такой подход к социализму дает
не только более точное его понимание, но и имеет важное прикладное значение.
Это положение нашло отражение в сталинской формулировке основного
экономического закона социализма: "…обеспечение максимального
удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего
общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического
производства на базе высшей техники". (И.Сталин, "Экономические
проблемы социализма в СССР").
Ключевым
вопросом существования любой общественной системы является вопрос
принадлежности средств производства. Именно собственность на средства
производства становится той основой, на которой возводится и держится вся
организация тех или иных общественных отношений. В то же время, надо понимать,
что решающим фактором здесь является не столько само по себе право
собственности на средства производства, сколько следующее из него и
утверждаемое им право на обладание результатами труда. В таком случае, право
собственности на средства труда фактически становится правом эксплуатации
человека человеком, своеобразным орудием порабощения чужого труда. Капитализм
довел такое порабощение до массового, фактически всеобщественного уровня.
Отсюда, первейшей целью и задачей коммунистов, стремящихся к освобождению от
рабства, становится упразднение капиталистической частной собственности на
средства производства и учреждение на них собственности общественной, коммунистической.
Для настоящего марксиста не может вызывать сомнений, что собственно начало
перехода к социализму и нулевой его отсчет, может осуществиться исключительно
от момента решения этой главнейшей определяющей задачи. С другой стороны, не
менее ясным является и то, что решение этой задачи может быть осуществлено лишь
революционным способом. Во-первых, частная собственность на средства
производства никогда и ни при каких условиях эволюционным путем не
трансформируется в собственность общественную. Устранить это препятствие для
будущего развития можно единственно силовым образом - революционным
политическим актом упразднив в обществе частную собственность на средства
производства и установив в обществе новые, закрепленные юридически и
конституционно, правила и права собственности общественной. Лишь такое
первоначальное политическое действие откроет человечеству путь в новое общество
и обеспечит дальнейший прогресс. Во-вторых, мало того, что имущий класс никогда
добровольно свою собственность, как источник собственного обогащения, не
передаст обществу, он организует этому процессу ожесточеннейшее сопротивление.
Потому, для защиты своих преобразований трудовому народу непременно также
потребуется сила. Другого просто не дано, если трудящиеся по настоящему хотят освободить
себя и обеспечить собственное благополучие. Оговоримся, что речь здесь идет не
столько о физическом насилии в отношении отдельных лиц, хотя и оно, безусловно,
оправдано в случаях физического сопротивления интересам трудового народа со
стороны подавляемого класса эксплуататоров, а о правовом насилии по отношению к
средствам производства используемым эксплуататорами в качестве орудия
присвоения чужого труда. Лишение эксплуататоров орудия эксплуатации - вот
первоочередная задача трудового народа, ведущая его к освобождению. Сегодня
много разговоров ведется о парламентских путях решения этих проблем, как,
якобы, более демократичных и ненасильственных. Но… ведь даже прийдя к власти
парламентским путем, до конца последовательные коммунистические силы опять же,
чтобы на деле обеспечить возможности реализации своих целей, просто обязаны
будут упразднить частную собственность на средства производства и обобществить
их. В противном случае они не есть коммунисты, а любые попытки искать
"консенсусов" сделают их простыми подпевалами и прихвостнями
буржуазии. Однако если все-таки решатся, то, несомненно, вызовут на себя удар
всего класса эксплуататоров, а с тем создадут и необходимость организации опять
таки насильственной защиты собственных преобразований. Вот с такой задачей уже
никакой буржуазный парламент не справится. Такую задачу способны решить
исключительно Советы рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции и их Советская
власть. Только на этой основе возможно осуществить решение общей стратегической
задачи и только ее мощь способна организовать адекватную защиту проводимых социалистических актов и мероприятий. С какой
стороны ни заходи, а надо строить собственную власть и идти от Советов.
Как утверждалось
выше, становление новой системы общественных отношений начинается с
политического акта упразднения частной собственности на средства производства.
Именно и только такой акт способен положить начало всем последующим действиям и
преобразованиям на пути дальнейшего прогресса. Потому социализм начинается там,
где ликвидируется частная собственность на средства производства и утверждается
господство общественной собственности. Даже подмена
индивидуально-собственнической формы владения средствами производства на
коллективно-собственническую - в виде всевозможных акционерных обществ или
передачи их в распоряжение отдельных трудовых коллективов, и что сегодня
представляется пределом мечтаний всех "реально" мыслящих либералов (в
том числе и "коммунистических"), сути проблемы не меняет. Ибо сохраняет
и хозяйственное самостийничество и, основанную на нем, эксплуатацию одних
другими. Подобный вариант не в меньшей, если не в большей, степени,
препятствует объединению общества и его возможностей и на деле оставляет в силе
все законы функционирования и противоречия капитализма. Сменить их способно
исключительно производство обращенное на пользу всего народа и постольку
перестающее быть капиталистическим производством. Попытки представить
передачу средств производства в руки отдельных коллективов как некое
эволюционирование к социализму есть очередная буржуазно-оппортунистическая
выдумка, которая фактически выхолащивает суть социалистического способа
производства и закрепляет капиталистические производственные отношения. Под
камуфляжем приобщения к ним масс производителей. Не говоря о порочности такого
подхода с точки зрения производственно-организационной - сохранение
разобщенности, стихийность производства, рыночные проблемы и т.п., он и в
социальном плане не несет ощутимых выгод трудящимся, поскольку, в конечном
счете, распределение прибылей такого сообщества опять же осуществляется не по
труду, а по капиталу - по количеству акций, по вложенным в дело средствам.
Богатые богатеют, а бедные остаются бедными.
Нельзя не
сказать еще об одной выдумке буржуазных теоретиков, которая сегодня вводит
массы людей в заблуждение. Утверждение о существовании каких-то различных
моделей социализма - советского, развитого, китайского, шведского, европейского
и т.д. Однако здесь эти теоретики злонамеренно игнорируют ту простую истину марксистской
науки, что определяющим качеством социализма являются обобществленные,
на основе общественной собственности на них, средства производства. Что и
создает условия, исключающие и возможность эксплуатации человека человеком, и
отчуждение производителя от средств производства, и несправедливость
распределения, и социальное неравенство людей. То есть собственно делает
социализм социализмом на деле. В то же время, при организации совместного
производства, вполне естественны национальная и иная специфика применения.
Никто ведь не делит капитализм, как способ производства на основе частного
владения капиталом, на американский или японский, английский или немецкий, или
африканский, хотя отличительная специфика его применения свойственна каждой
стране. Потому, собственно социализм может быть только один. Социализм это
то, что соединяет труд и собственность, производителя и потребителя, работника
и результат его труда, а весь процесс развития общества ставит в зависимость от
потребностей и интересов людей. И единственным критерием, определяющим
социалистичность (будь то целое общество, позиция партии или отдельного
человека), является исключительно отношение к вопросу обобществления
производства и утверждению в обществе господства общественной собственности на средства
производства. Все иные "социализмы" есть суть капитализмы. Порочность
попыток моделирований социализма заключается и в том, что фактически
социалистические отношения объективно не могут быть чем-то завершенным и
представлять собой некий законченный самостоятельный вариант отношений. В
марксистском понимании социализм есть подвижная, динамичная, непрерывно
изменяющаяся форма общественных отношений с нарастающими коммунистическими
качествами и исчезающими капиталистическими. Мало того, любая остановка для
него чревата гибелью. С этой точки зрения весьма надуманным и сомнительным по
смыслу видится образование и существование партий, называющих себя
социалистическими. Поскольку фактически у них нет какой-то конкретной конечной
цели, то и вся их деятельность не может быть иной как сочетанием обывательского
потребительства с барахтаньем между капитализмом и коммунизмом.
Наиболее
характерным качеством социализма безусловно является его революционность.
Конечно же, не в представлении ее как сплошного кровожадного насилия - образ,
который тщательно создается и поддерживается буржуазной пропагандой в качестве
пугала для обывателя, а в самом широком смысле. Как качественные преобразования
всего уклада жизни общества. Наряду с необходимостью революционного решения
вопроса собственности и обобществления средств производства, не менее
революционными являются и преобразования в политике, в государственном
строительстве, в экономике, в культуре. Построить власть трудящихся как
принципиально новую систему управления общественной жизнью; создать
принципиально новое плановое централизованно управляемое хозяйствование;
организовать принципиально новую систему справедливого распределения и
обеспечения каждого члена общества материальными благами; воспитать принципиально
нового человека коммунистического общества - вот задачи, которые необходимо
решать на фазе социалистического строительства и которые, безусловно, требуют
не только решительного революционного отказа от многих устоявшихся столетиями
привычных норм, отработанных в предыдущих эксплуататорских обществах, но,
главным образом, решительного революционного созидания.
Социализм. Практика.
Опыт социалистического
строительства в СССР позволяет наполнить конкретным содержанием имеющиеся
теоретические предположения, гипотезы, выводы, разработки, предложения
классиков марксизма. Полученный опыт упорядочивает, уточняет и развивает
понимания и представления о социализме как переходном периоде к принципиально
новой организации общественных отношений.
Прежде всего,
практика социализма проявила ряд принципиальных особенностей социалистического
общества, без учета которых или учете ошибочном и извращенном, социалистическое
созидание становится малоэффективным и даже разрушительным. Особенностей,
которые присущи только социализму, характерны для него и отличают его от всех
предыдущих обществ.
Важнейшей и
первейшей особенностью является то, что социализм не простая пассивная
стихийно-эволюционирующая фаза в жизни человечества, а способ активного
осознанного созидания человеком своего будущего. Социализм предоставляет человеку
возможность сознательно и собственноручно вторгаться и управлять всеми без
исключения сторонами собственного бытия. Более того, социализм объективно
нуждается в таком управлении и попросту немыслим при его отсутствии. Это не
натурально-хозяйственный феодализм и не индивидуалистически-стихийный
капитализм, которым не только свойственна, а просто необходима стихийность в
деятельности людей - таким парадоксальным образом компенсируется недостаточная
организационная развитость общества и обеспечивается возможность согласованного
его функционирования. Социализм становится следующей ступенью по уровню
развития на пути прогресса человечества, ступенью предполагающей всестороннее
использование разума человека, превращение этого разума в активную материальную
созидающую силу. Что делает социализм обществом высшего типа, ибо оно не
плетется на поводке каких-то стихийных проявлений событий, а разумно и
целенаправленно устремляет свои действия, управляет ими. При том направляет их
исключительно в соответствии с интересами масс людей. Советский народ сполна
использовал возможности, которые были предоставлены ему социализмом, и
осуществил активный прорыв в будущее. Электрификация, индустриализация, коллективизация,
культурная революция, несмотря на все противодействие классово враждебных сил,
вырвали страну из многовековой униженности и превратили ее из отсталого и
невежественного колосса в могущественнейшую сверхдержаву. Пришедшие после
Сталина руководители СССР не справились с такой задачей управления, не сумели
выдержать ее решение на необходимом уровне. Само научное обеспечение процесса
созидания было запутано и извращено. В результате, наука социализма из цельной
и последовательной была трансформирована в несвязываемый набор отдельных,
разрозненных, обрывочных, зачастую субъективных и кабинетных, выводов,
предложений, деклараций, догм, что не могло не погубить ее и вместе с тем все
социалистическое созидание. Это для коммунистов один из уроков на будущее.
Другой
особенностью общества высшего типа - социалистического, является его
коллективизм. В отличие от капиталистического, основывающего отношения
между людьми на индивидуалистических началах, коммунизм и социализм
представляют собой общество как единый цельный организм, объединяющий всех
людей и соединяющий их усилия в совместной деятельности. Сама возможность
подобного состояния недоступна буржуазному разумению, пропитанному
враждебностью воинствующего противоборства индивидуалистов, и кажется ему абсурдной,
дикой и, уж конечно, нереальной. Тем не менее, истинными творцами будущего
видятся объединенные массы людей, а не отдельные элитарные одиночки. Буржуазная
идеология всячески пытается отпугивать людей от подобного, фактически
отрицающего и исключающего ее, а потому смертельно опасного для нее,
представления, используя всевозможные страшилки, типа - тоталитаризм,
казарменный социализм, нарушения прав и свобод человека и т.п. Но именно такой
ход развития подтверждается историей и особенно опытом СССР. Неспособность
выдержать это сущностное качество социалистических отношений, предусматривающее
коллективистский характер и производства, и распределения, и управления всеми
сторонами жизни общества, подмена его кабинетным волюнтаризмом и бюрократически-номенклатурным
произволом, как раз и привела советское общество к поражению. Это еще один урок
для коммунистов на будущее.
Третьей
особенностью периода социалистического перехода к новому обществу является
одновременность действия в это время в экономике общества двух противоречащих
друг другу систем экономических законов. Законов, которые какое-то время
совместно осуществляют ее регулирование. Это и экономические законы
капитализма, и экономические законы коммунизма. Здесь необходимо сделать три
оговорки. Первая - подобное переплетение свойственно всем переходным периодам
между общественными формациями, однако при социализме действуют по сути
взаимоисключающие друг друга законы. К примеру, с одной стороны - стихия рынка,
а с другой - научно управляемая плановость. Вторая - упорядочение терминологии.
Поскольку все экономические законы социализма объективно присущи коммунизму, то
точнее будет и определять их как экономические законы коммунизма. К собственно
социалистическим законам, т.е. свойственным именно социалистическим
общественным отношениям, по-видимому, могут быть отнесены только два:
политический - закон революционного характера преобразований, и экономический -
закон распределения по труду. Третья - в условиях переходного периода и
экономические законы капитализма, и экономические законы коммунизма при своем
воздействии на производство носят скованный, ограниченный характер.
Экономические законы капитализма сковываются условиями устанавливаемых, но
недоутвержденных, новых отношений, а экономические законы коммунизма
сковываются условиями пока еще недоизжитых старых отношений. Для нормального и
эффективного развития социалистического общества исключительно важным
становится умение использования и одних, и других в согласованном сочетании. В
то же время, важнейшим фактором при том является непременное проведение и
выдерживание общей тенденции на создание в обществе таких условий, когда
капиталистические законы будут терять силу, а законы коммунистические -
наращивать. То есть, активно осуществлять последовательную и целенаправленную
смену первых вторыми, увеличивая производительность общественного труда именно
за счет возможностей коммунистической организации производства. С такой задачей
также не справилось послесталинское руководство страны, чем сначала привело к
застою, а затем и развалу социалистической экономики. И это урок для
коммунистов на будущее.
А. Социализм и
государство.
"Пролетариату необходима государственная власть,
централизованная организация силы, организация насилия и для подавления
сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой населения,
крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле
"налаживания" социалистического хозяйства". (В.Ленин, "Государство и
революция").
Практика
социалистического строительства в СССР подтвердила справедливость этого общего
ленинского тезиса. Она также обозначила те принципы, на которых должна
строиться власть трудового народа и отход от которых смертельно опасен для его
государства. Прежде всего, сохранение ведущей роли рабочего класса и осуществление
его диктатуры на всем пути социалистических преобразований. Любой отказ
от классовых позиций и переход на некие обезличенные общенародные или т.п.
позиции, непременно ведет к поражению социализма и восстановлению власти буржуазии.
Во-вторых, организация власти должна быть всеобъемлющей массовой,
охватывать все слои общества (ни одна из буржуазных концепций власти не
исходит из необходимости привлечения к ней всей массы общества). В-третьих,
все органы власти должны быть непосредственными организациями самих
масс. Они должны строиться не сверху вниз, как то предусматривает буржуазная
парламентская концепция, а снизу вверх. От трудовых производственных
коллективов, как первичных и фундаментальных ячеек власти, к формируемым на их
основе и при их непосредственном участии высшим органам власти. В-четвертых,
организация власти должна быть единой законодательно-исполнительной.
"…парламентарии должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами
проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед
своими избирателями." (В.Ленин). В-пятых, должны быть
обеспечены открытость, гласность и доступность информации о деятельности
органов власти. Никаких закулисных интриг, заговоров, игр. Органы,
осуществляющие власть народа, работающие на массы, не могут иметь от них
секретов.
В то же время,
пролетариату нужно не просто государство, как иная форма правления, а
государство устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не
отмирать. Ибо, если пролетариат берет государственную власть и
превращает средства производства в государственную собственность, то
"…тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он
уничтожает все классовые различия и классовые противоречия, а вместе с тем и
государство как государство". (Ф.Энгельс, "Развитие социализма от
утопии к науке"). Осущетвление отмирания государства также есть
сущностная особенность социалистического периода. Государство изживает
себя, но оно не "отменяется", а отмирает, постепенно и последовательно
заменяется управлением вещами и процессами. Эта тенденция тоже не выдерживалась
- по объективным и субъективным причинам, руководителями СССР и, в свою
очередь, ослабляла политическую силу социализма.
Системой
способной реализовать все приведенные выше условия явилась система Советов. Она
также была не выдумана кем-то, а рождена практикой революции. Рабочий класс,
осознав никчемность и неприемлемость для себя буржуазной демократии, отыскал и
создал именно такие органы власти, которые стали способны осуществлять его
выгоды и его интересы. Взяв из старой системы отдельные элементы передового -
представительство, избирательность, он создал свою собственную, принципиально
новую организацию всей системы власти - Советскую власть. Последовательная и
упорная приверженность коммунистов-большевиков Советам не случайна. Она
обоснована объективным соответствием Советов, как формы осуществления и
организации власти, задачам и возможностям достижения конечной цели -
построения коммунистического общества. Именно Советы соответствуют сущностным
требованиям марксизма по организации власти трудящихся, предусматривающим
массовое и непосредственное участие трудового народа в управлении жизнью
общества. Они несут с собой демократию трудящегося большинства, сменяя ею
демократию элитарно-избранного меньшинства.
Основой
Советской системы организации власти, ее опорными ячейками и фундаментом,
становятся Советы трудовых коллективов, из которых непосредственно ведется все
последующее выстраивание пирамиды государственного управления. Построенная
таким образом и на таком фундаменте, система Советов объективно, в силу
самой природы своего формирования и существования, обеспечивает: массовое и
всеобъемлющее вовлечение трудящихся в управление государством; активное непосредственное
участие масс людей не только в выборах, но и в повседневном управлении;
максимально точное выражение интересов трудящихся масс; открытость, гласность,
информационную доступность в деятельности государственных структур; объединение
всех трудящихся классов и слоев общества в единой деятельности, в общем
трудовом союзе; организацию рационального, комплексного, научно обоснованного
решения любых задач и проблем; высочайшую эффективность в реализации всего
намечаемого; оперативную и неконфликтную ротацию и смену государственных кадров
любого уровня; возможность воздействия и управления всеми сторонами жизни
общества; возможность последовательного изжития государственных способов
управления и замену управления людьми на управление вещами и процессами.
Буржуазные
идеологи и в этом вопросе устрашают обывателя, отпугивая его от социализма. И
опять же лукаво. Механически перенося объективную враждебность буржуазного
государства абсолютному большинству членов общества - как машины по закреплению
в обществе чуждых большинству паразитически-эксплуататорских порядков, на
государство социалистическое. Лукавство заключено в том, что социалистическое
государство, основанное на приведенных выше принципах и отсюда действующее в
интересах, под управлением и контролем этого самого большинства, уже в силу
такой самой своей природы не может быть враждебным этому большинству.
Коммунисты открыто признают неизбежность классового характера всякого
государства, пока совершенно не исчезнет деление общества на классы и вместе с
ним всякая государственная власть, а потому советское государство, по самой
своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров.
Однако насильственные действия и какие-либо ограничения свобод рассматриваются
ими как временные и чрезвычайные меры, необходимые для борьбы с попытками
эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии. По мере того, как
будет исчезать объективная возможность эксплуатации человека человеком, будет
исчезать и необходимость в подобных мерах и они будут сужаться вплоть до полной
их отмены. Что и приведет, в конечном итоге, к отмиранию государства вообще.
Важно оговорить
еще один, на первый взгляд незначительный, но, тем не менее, очень серьезный
вопрос - вопрос взаимоотношений большинства и меньшинства в обществе.
Буржуазная идеология, защищая индивидуалистические принципы своего общества и
тем свой элитарный паразитически-эксплуататорский строй, на этой основе подняла
целую бучу по поводу прав человека и ущемлений меньшинства. В свою очередь, марксизм
утверждает, что объединенные общими интересами и обстоятельствами жизни в
общество люди не могут не считаться друг с другом, а, считаясь, не определять
свои действия в соответствии с интересами большинства. Определение хода
развития по большинству мнений его членов является неумолимой логикой
прогрессивного развития общества. Просто нет другого разумного способа
определиться, не впадая в хаос и неразбериху, как по большинству мнений. Более
того, принуждая меньшинство строго следовать определенному большинством курсу.
Буржуазная пропаганда, опять же лукаво, обыгрывает, якобы определяющую, роль в
таком процессе отдельных выдающихся личностей и общественной элиты. Да, их роль
может быть очень велика, но, в конечном итоге, величие всех свершений возводится
на основе устремлений (может и скорее даже не осознаваемых - как раз в том
осознании проявление значимости выдающейся личности) народных масс. И,
наоборот, во всяком обществе любое начинание, идущее вразрез с мнением,
устремлениями и интересами большинства, безусловно обречено на гибель.
|