СОЦИАЛИЗМ ПРОЛЕТАРСКИЙ
Социализм есть необходимый результат борьбы двух исторически сложившихся классов - пролетариата и буржуазии. Классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступает на первый план в истории наиболее развитых стран мира по мере того, как там развивается крупная промышленность. Жизнь все с большей наглядностью показывает лживость буржуазной политической экономии о тождестве интересов капитала и труда, об их гармонии и всеобщем благоденствии в условиях господства частной собственности и капитала. Все более обнаруживается, что вся предыдущая история, за исключением первобытного состояния, есть история борьбы классов, что эти борющиеся друг с другом общественные классы являются продуктом отношений производства и обмена, т.е. экономических отношений. С этими фактами невозможно не считаться. Следовательно, реальную основу, которой и объясняется, в конечном счете, вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных и философских воззрений, образует экономическая структура общества. Тем самым определяется материалистическое понимание истории и найден путь для объяснения сознания людей из их бытия. Следуя этому пониманию, социализм выступает не как некое случайное открытие того или другого гениального ума, а как необходимый результат историко-экономического процесса, следствием которого явились названные классы с их взаимной борьбой. Его суть не в том, чтобы искусственно сконструировать возможно более совершенную систему общества, а в том, чтобы в самом историко-экономическом положении, созданном процессом взаимной борьбы классов, найти средства для разрешения классового конфликта. Вместе с тем, все очевиднее становится то, что в современных методах производства и формах обмена произошли такие изменения, которые уже не соответствуют общественному строю, скроенному по старым экономическим условиям. Одновременно усиливается понимание, что существующие общественные установления неразумны и несправедливы. Средства для разрешения этого конфликта, для устранения имеющихся зол, необходимо также изыскивать в самих производственных отношениях. Не изобретать эти средства из головы, а открывать их при помощи головы в наличных материальных фактах производства. Центральным пунктом является то, что точно так же, как в свое время мануфактура и усовершенствовавшиеся под ее влиянием ремесла пришли в конфликт с феодальными оковами цехов, так и современная крупная промышленность в своем развитии пришла в конфликт в теми узкими рамками, в которые ее втискивает капиталистический способ производства. Современные производительные силы переросли буржуазную форму их использования и этот конфликт между производительными силами и способом производства существует в действительности, объективно, вне нас, независимо от воли или поведения даже тех людей, деятельностью которых он создан. Таким образом, современный социализм есть не что иное, как отражение этого фактического конфликта, идеальное отражение в сознании прежде всего того класса, который страдает от него непосредственно – рабочего класса. Таким образом, социализм не доктрина, а движение, и исходит не из принципов, а из фактов. Он есть следствие крупной промышленности и ее спутников – мирового рынка, безудержной конкуренции, принимающих все более разрушительный и все более всеобщий характер экономических кризисов, концентрации капитала, формирования пролетариата и классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Он есть выражение позиций пролетариата в этой борьбе и обобщение условий его освобождения.
Социализм, как общество организованное на началах коллективизма и основанное на общем владении средствами производства, есть такое общество, которое не развилось на своей собственной основе, а только выходит из капиталистического общества. Поэтому во всех отношениях, в экономическом, культурном, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно с этим каждый отдельный производитель получает от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. Хотя содержание и форма изменились, поскольку при данных обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления, тем не менее, здесь господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, т.к. последний есть обмен равных стоимостей – известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. За вычетом количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый работник, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал. Царствуют как будто «справедливое» распределение, равное право каждого на равный продукт труда. Действительно, здесь имеется «равное право», но это еще буржуазное право, которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Ибо имеет место применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу, а значит, это «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость. Равенство состоит лишь в том, что измерение производится равной мерой – трудом. Тем не менее, при равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше чем другой, окажется богаче другого. Ведь один человек одареннее и работоспособнее другого, один семейный, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше и т.д. Таким образом, это равное право по своему содержанию есть право неравенства. Однако принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае. Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит из капиталистического общества. Только на высшей стадии коммунистического общества, когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».
Капитализм сыграл в жизни человечества величайшую прогрессивную роль, развив производительные силы общества до возможности создания такого общественного строя, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться достаточно, чтобы каждый член общества был в состоянии свободно развивать и применять свои силы и способности. Однако в условиях капиталистических отношений собственности возможное благополучие никогда не станет действительным, поскольку господствует индивидуалистический способ присвоения произведенного. Что отчуждает собственно производителей от результатов труда, лишает их возможности участия в процессе распределения, отнимает благополучие у большинства ради благополучия меньшинства. Потому весь ход истории, все экономическое развитие человечества ведут к прекращению господства капитализма.
Процесс стихийного, пока поэлементного и частичного, но неудержимого воплощения в жизни требований прогресса, идет все убыстряющимся ходом. Ибо сами производительные силы с возрастающей мощью стремятся к фактическому признанию их характера как общественных производительных сил, к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала. Социализм в данном историческом движении есть продолжение воплощения прогрессивных процессов, которые зародились и развились при капитализме, но которым капиталистические отношения не позволяют достичь своего логического завершения. Полное завершение этого процесса будет достигнуто в коммунизме. На пути к коммунизму социализм осуществляет процесс обобществления труда и средств производства, устраняет отчуждение масс производителей от средств производства и результатов труда, передает все вопросы развития во всеобщественное разрешение - устанавливает общественное регулирование, как сферой труда, так и сферой потребления, создает условия для свободного и заинтересованного труда масс производителей «по способностям», что, в конечном итоге, приведет к реализации принципа обеспечения каждого члена общества «по потребностям». Он навсегда ликвидирует эксплуатацию человека человеком и социальное неравенство между людьми. В конечном итоге, выстроенная посредством социализма система коммунизма создаст условия для последующего, уже неантагонистического, совершенствования отношений между людьми в процессе обязательного приведения их в соответствие с продолжающимися непрерывно развиваться производительными силами, сведя проблему к простому противоборству закостенелости и новаторства. Таким образом, задачами социалистического периода развития общества является достижение целей коммунизма.
Марксизм достаточно ясно раскрыл сущностное содержание коммунизма, определил его основные принципы и черты. В самом общем виде коммунизм есть то, что соединяет труд и собственность, производителя и потребителя, работника и результат его труда, а весь процесс развития общества ставит в зависимость от потребностей и интересов людей. Решение этих задач носит радикальный, революционный характер. Ведь в отличие от предыдущих социальных движений, которые были движениями меньшинства и совершались в интересах меньшинства, коммунистическое движение есть движение большинства в интересах огромного большинства. Потому, чтобы осуществить такой решительный поворот в развитии человечества, необходимо изменить весь существующий и существовавший доселе порядок жизни. Начинается его осуществление с превращения капитала в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность. В этом случае собственность теряет свой классовый характер и создаются материальные условия для подчинения всех отношений производства и общения интересам общества в целом и каждого его члена в отдельности. То есть общественный строй создаваемый социализмом становится тем действительным базисом, который исключает все то, что существует независимо от индивидов и подчиняет общественное развитие власти объединившихся индивидов. Таким образом, в упразднении частной собственности на средства производства и замене ее собственностью общественной, заключено решающее начальное условие самой возможности движения к коммунизму и открытие пути социалистического развития. Заменой частной собственности на средства производства и обращения общественной будет уничтожено деление общества на классы и тем положен конец всем видам эксплуатации одной части общества другой. Будет обеспечено благосостояние и всестороннее развитие всех членов общества, будет заложена основа для социального равенства людей и их свободной ассоциации. Людей равных не в области личных потребностей и быта, а равных в освобождении от эксплуатации, равных в отношении к средствам производства, равных в обязанности трудиться по своим способностям и получать за это по труду.
Вместе с тем, отменой частной собственности на средства производства создаются объективные условия, которые позволяют, с одной стороны, выводить из действия экономические законы капитализма, с другой – вводить в действие экономические законы социализма, чем открывают дорогу для коммунистических преобразований, запускают механизм их претворения в жизни. То есть коммунизм, его первая фаза – социализм, начинается исключительно с политического акта правовой отмены частной собственности. Свершить такой переворот способен только рабочий класс, освобождение которого обусловлено необходимостью уничтожения своего собственного способа присвоения, своих собственных жизненных условий, а значит уничтожения всего существовавшего до сих пор способа присвоения в целом, всех бесчеловечных жизненных условий буржуазного общества. В то же время, он не сможет продвинуться вперед ни на шаг, пока не поднимет против буржуазного строя, против господства капитала, стоящую между ним и буржуазией пролетарскую массу нации, не заставит ее примкнуть к себе, как передовому борцу. Рабочий класс берет государственную власть и использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. То есть осуществляет экономические и политические мероприятия, составляющие содержание социалистической революции пролетариата. Этот переворот может быть осуществлен исключительно завоеванием политической власти рабочим классом и установлением пролетарской государственности, государственности пролетарской диктатуры. При этом пролетариат не может, как это делали господствующие классы прежде, просто овладеть готовым государственным аппаратом и пустить его в ход для своих собственных целей. Ибо немыслимо использование той государственной машины, которую создала для себя буржуазия в интересах угнетения и эксплуатации масс народа. Потому ее разрушение и замена новой, состоящей из вооруженных пролетариев, есть непременное условие всякой действительно народной революции. Этот вывод есть главное в учении марксизма о государстве. Такая смена невозможна без насильственной революции. В свою очередь, грядущее уничтожение пролетарского государства, т.е. уничтожение всякого государства, невозможно иначе, как путем «отмирания».
Поскольку принципы коммунизма едины для всех стран, то и основные задачи социалистического периода едины для всех стран. Ведь не может быть какой-либо национальной альтернативы для отмены частной собственности или для потребности организации общественного регулирования труда и потребления. Могут быть лишь исходящие из конкретных условий каждого народа и каждого государства различные пути и методы решения этих задач. Именно на этой сугубо технологической многозначности строятся ложные пробуржуазные концепции о существовании якобы различных социализмов – шведском, китайском, русском, швейцарском и прочих. Коммунизм, как общественный строй, безусловно, един, но способы его достижения, т.е. реализация в жизни его принципов на социалистическом этапе, различны и многообразны. Так если для отсталой полуфеодальной России решение коммунистических задач необходимо начиналось с индустриализации промышленности, реорганизации сельского хозяйства и культурной революции, то перед более развитыми капиталистическими странами, уже в значительной степени решившими эти вопросы, естественно становятся другие задачи. Поэтому речь можно вести не о разнообразии социализмов, а о разнообразии путей движения к единой общей коммунистической цели, о разнообразии методов ее достижения. Естественно, что чем развитее страна, тем короче этот путь, тем более быстро и менее болезненно он может быть пройден. В то время как слаборазвитые страны, пусть имеющие больший революционный задор, вынуждены пройти более длинный, сложный, противоречивый и болезненный путь. Тем не менее, общая задача и конечная цель у всех одна - создание материальной, социальной, культурной базы коммунизма. То есть у всех одна общая точка встречи, хотя пути к ней ведут разные. Отсюда делается чрезвычайно точный и определенный вывод, что собственно социализм не имеет какой-то завершенной, законченной формы, а есть процесс, процесс создания, накопления и сложения отдельных элементов коммунистического общества в едином, конечном, завершающем процесс, итоге – коммунизме. Общей задачей социалистического периода является воплощение в жизнь принципов коммунизма. То есть - цели коммунизма есть задачи социализма. Лишь после решения каждой из этих задач и всех взятых вместе, будет завершен переход к коммунизму.
Пролетарский социализм не доктрина, а движение, и по своему содержанию является результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в современном обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими, капиталистами и наемными рабочими, а с другой – царящей в производстве анархией. Как теория он исходит из всего накопленного идейного материала, корни которого лежат глубоко в материальных экономических фактах. Опыт строительства социализма в СССР и других стран, особо сталинского времени, подтвердил справедливость и доказал практическую осуществимость его теоретических положений. Последовательное следование им обеспечивало победность социалистического созидания, тогда как отход от них приводил к провалам и поражениям. Прежде всего, он показал, что единственной экономической базой социализма является крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие. То есть пролетарский социализм есть не равенство мелких хозяев, а крупное общественное производство. Вместе с тем было продемонстрировано, как крупная промышленность и обусловленная ею возможность безграничного расширения производства, порождающая в капиталистическом обществе кризисы и нужду масс людей, при социалистической организации общества становится тем свойством, которое уничтожает эти бедствия. То же свойство делается определяющим для создания такого общественного строя, в котором всех необходимых для жизни предметов будет производиться так много, что каждый член общества будет в состоянии совершенно свободно развивать и применять свои силы и способности. Только на основе решения этой экономической задачи и по мере ее решения возможно выстраивание собственно коммунистического общества, установление в нем тех истинных свободы, равенства, братства, справедливости, о которых мечтали и к которым стремились многие поколения людей. Социализм, в силу бедности, полной свободы и равенства дать еще не может, а потому его определяющей экономической задачей становится достижение такого производительного уровня, при котором каждый член общества будет получать «по потребностям». Тем не менее, уже в социалистическом обществе свобода и равенство не являются обманом, ибо накапливаемое общим трудом богатство служит массе народа, а не угнетает ее. Социализм решает такую задачу, по-своему, своими приемами, на базе достигнутого капитализмом осуществляет движение вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом. Капитализм создал материальный базис нового мира. С одной стороны, развил мировые отношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, с другой – развил производительные силы человека. Социализм подчиняет, неизбежность чего всецело и исключительно исходит из экономического закона движения современного общества, все это общему и общественному контролю, т.е. преобразует капиталистическое общество в коммунистическое. При социализме управление промышленностью и всеми отраслями производства изымается из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов и все отрасли производства находятся в ведении всего общества – ведутся в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, за счет полного обобществления труда и его централизации, возрастания производительной мощи на началах крупного производства и новейшей технической базы, рационального планомерно-научного хозяйствования и освобожденного труда создаются производительные силы, которые позволят материально обеспечить реализацию основополагающего принципа коммунизма - распределения «по потребностям».
Главное отличие коммунизма от всех предыдущих обществ в том, что он совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения, лишает их стихийности и подчиняет воле объединившихся индивидов. Строй, создаваемый коммунизмом, является таким действительным базисом, который исключает все то, что существует независимо от индивидов. В свою очередь социализм подготавливает условия для такого переворота. На этапе социализма люди познают и учатся использовать осознанно общественные силы. Законы собственных общественных действий, доселе противостоящие людям как чуждые, господствующие над ними законы природы, начинают применяться людьми с полным знанием дела, подчиняются их господству. Опыт социализма доказал, что общество не бессильно перед лицом этих законов, что оно может, познав экономические законы и опираясь на них, обусловить сферу их действия, использовать их в интересах общества и «оседлать» их, как это имеет место в отношении сил природы и их законов. Общественные силы, подобно силам природы, пока их не познали и не считаются с ними, действуют слепо, насильственно, разрушительно. Но если они познаны, понято их действие, направление и влияние, то уже только от самих людей зависит подчинять их своей воле и с их помощью достигать своих целей. Капиталистический способ производства и его защитники противятся пониманию природы и характера общественных сил, а потому эти силы действуют вопреки им, против них, властвуют над ними. В социалистическом обществе природа этих сил целенаправленно познается и подчиняется воле ассоциированных производителей. Тем самым они превращаются в их руках из демонических повелителей в покорных слуг. В условиях социализма с современными производительными силами обращаются сообразно с их познанной природой, а значит, общественная анархия в производстве заменяется общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. При этом капиталистический способ присвоения, когда продукт порабощает сперва производителя, а затем и присвоителя, заменяется новым присвоением продуктов, основанном на самой природе современных средств производства: с одной стороны, прямым общественным присвоением продуктов в качестве средств для поддержания и расширения производства, а с другой – прямым индивидуальным присвоением их в качестве средств к жизни.
Важнейшей задачей социалистического периода является воспитание, обучение и подготовка всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей нового, коммунистического поколения. Социалистический опыт СССР наглядно продемонстрировал способность социалистического общества целеутремленно формировать человека нового образца и новую общность людей. Людей, которым присущи товарищество, бескорыстие, самоотверженность, самопожертвование, оптимизм, энтузиазм, свойственны дружба и взаимопомощь. Определяющим принципом в этой работе является положение, что человек по природе своей общественное существо, продукт общественного развития, т.е., что только в обществе он может развивать свою истинную природу. Человека творит общество. Только общество, как общение человека с человеком, как объединение в совместном труде, как разрешение взаимоотношений между человеком и природой, как разрешение цельности между существованием и сущностью, творит человеческую индивидуальность людей, творит личностность и характер каждого человека, творит собственно человека и человечность. Чем больше люди объединяются, ассоциируются в труде, тем больше развивается и раскрывается в них человеческая сущность, тем дальше они уходят от животного состояния, тем человечнее становятся. Именно такой процесс происходил и происходит в массах людей труда, объединяемых трудом и в силу этого развивающим соответствующие, т.е. подлинно человеческие, качества. В то время как частнособственнические капиталистические отношения, отчуждая человека от общественного, отчуждают его и от всего человеческого. Более, разъединяя и противопоставляя людей конкуренцией, капитализм убивает в них собственно человеческие качества и развивает в них качества свойственные миру животных. Обществу, живущему по волчьим законам, нужны и люди с волчьими повадками. Социализм, упраздняющий частную собственность, приобщает человека к общественному, то есть открывает путь к развитию в людях настоящих человеческих качеств и свойств. Его практика основывается на том, что если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека и раскрывался как человек. Для этого, прежде всего, должна быть не только преодолена, но и забыта противоположность классов. Тогда будет изжита существующая доселе суррогатная коллективность, в которой индивид существует не как нечто самостоятельное, а только как средний индивид какого-то класса. Поставив под свой контроль условия своего существования и условия существования всех членов общества, пролетарии создают действительную коллективность, где индивиды участвуют как индивиды и обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее. То есть для того, чтобы достичь высот духовности человечеству необходимо выйти из рамок классов и классовой морали, осуществить не на словах, а на деле, свободу и равенство людей. Равенство, которое представляет не уравниловку в области личных потребностей и быта, а равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации, равную отмену для всех частной собственности на средства производства, равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех получать за это по труду и потребностям. В СССР была практически доказана возможность и прогрессивная сила этого коммунистического положения. Уничтожив материальный фундамент классового разделения общества – частную собственность, в стране развернулся процесс формирования духовности нового человека, коммунистической духовности. Той духовности, которая непримиримо враждебна всем формам угнетения человека, всему тому, что унижает человеческое достоинство. Которая учит солидарности и взаимопомощи, непримиримости к тунеядству, стяжательству, паразитизму. Которая отвергает эгоизм, праздность, жестокость. Которая воспитывает уважение к труду, чувство гордости за свой труд. Которая требует внимания, заботы и уважения к каждому человеку, независимо от пола, нации, цвета кожи или профессии. В результате было воспитано поколение новых, советских людей, людей коммунистической нравственности и духовности, которые, в свою очередь, составили новую человеческую общность – советский народ. Высоты духовности советского человека и советского народа наглядно продемонстрированы на полях сражений и стройплощадках, в научном поиске и дерзостном созидании.
От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, т.е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого. Однако, проводя социалистические преобразования, ясно видна цель, к которой эти преобразования, направлены, именно цель создания коммунистического общества, идущего к осуществлению принципа: от каждого по способностям, каждому по потребностям.
|