РЕФОРМАМИ ПРОГРЕСС НЕ ОБМАНУТЬ
Период контрреволюции в нашей стране принес разочарование в социалистическом движении, сомнение в социализме и неверие в социалистические силы. Результатом явился глубокий распад, разброд, всякого рода шатания, фактически, внутренний кризис всей коммунистической идеологии и ее марксистской теории. Этот кризис охватил чрезвычайно широкие слои, прежде всего, тех классов, которые не могут миновать марксизм при определении и формулировании своих задач. Воспользовавшись ситуацией, буржуазный класс перешел в мощное наступление и силой своей пропаганды сумел навязать общественному сознанию многие представления, взгляды, мнения, которые направлены на сохранение выгодного буржуазии порядка жизни. Однако неспособный уже предложить обществу что-либо существенное, бьющийся в агонии производственных кризисов и жизненных проблем огромных масс населения, буржуазный класс вынужден для этой цели использовать самые гнусные формы обработки человеческого сознания – ложь, подтасовки, передергивания, создание разнообразных миражей и насаждение всевозможных иллюзий. Все это внедряется, фактически насильственно, в сознание неискушенного человека посредством подвластных буржуазии средств массовой пропаганды. Орды заказных журналистов, аналитиков, политологов, специалистов, ученых, иных идеологических наемников буржуазного класса круглосуточно, со всех экранов, страниц, рупоров выливают на головы людей потоки измышлений, фальсифицирующих действительность и подгоняющих ее под интересы буржуазии. По сути, осуществляется тотальное зомбирование масс населения. Естественно, жизнь раз за разом разоблачает каждую ложь и разбивает каждый вымысел, но это не смущает буржуазных идеологических прохвостов, которые взамен тут же изобретают несколько новых, продолжая таким образом одурачивать людей. Одним из наиболее существенных направлений такого зомбирования сегодня является создание в общественном сознании мнения о всемогуществе неких реформ. Посредством которых якобы можно наладить жизнь в стране и поднять на небывалый уровень благополучие ее населения, создать общество свободы, справедливости и процветания. А для того надо-то всего лишь ввести некие «правильные» реформы. Тем самым буржуазный класс пытается представлять дело так, что со всеми задачами жизни может справиться существующая система организации власти. Через буржуазный демократизм, выборы, парламент и т.п. Мол, стоит лишь некими реформами подкорректировать некоторые ее элементы и она станет способной к действию в интересах всех. Потому даешь реформы, реформы, реформы. Реформы экономические, политические, социальные, культурные, даже морально-нравственные. Вся буржуазная пропагандистская машина надрывается от напряжения, «убеждая» население в их всесилии. К сожалению, данное представление находит много сторонников во всех слоях населения. Не только в силу собственной зазомбированности, несущимися со всех сторон славословиями реформам, но и благодаря их показной демократичности, внешней логичности и, главное, якобы осуществимости без каких-то революционных переворотов и общественных потрясений. Хотя такая слепая доверчивость для наших современников удивительна, поскольку уже и собственный опыт и опыт всех других стран неизменно свидетельствует, что проводящиеся буржуазией и осуществляемые в условиях капитализма реформы никогда не прочны, не серьезны и разными уловками всегда сводятся на нет, что в конечном результате, уповая на такие реформы, трудовой народ всегда оказывается одураченным. Причина в том, что даже несмотря на полезность иных реформ, никакие важные проблемы не решаются ими сущностно и основательно, а проводят лишь частичную и мелочную правку существующего положения. Таким образом, фактически, они представляют собой целую систему миражей, которыми увлекаются неискушенные обывательские массы. Например, мираж возможности установления в имеющемся буржуазном обществе некой честной, полной, всеобщей демократии. Зная, что ни о какой честности демократизма при капитализме речь идти не может, буржуазная пропаганда, в свойственной ей манере наперсточного передергивания, понятие честная демократия лукаво сводит к понятию честные выборы. Так она утверждает, что вот когда добьемся наконец-то честных, прозрачных, справедливых выборов тогда и демократия в стране восторжествует полной мерой. И наш обыватель наивно верит подобным заверениям. Даже сознавая, что опять будет обманут, даже убеждаясь в обмане после каждых выборов, он снова и снова упорно идет к избирательным урнам. Его не останавливают даже те красноречивые факты, что от выборов к выборам вновь и вновь во власти оказываются лишь представители незначительной, а именно имущей, части населения; что эта власть богачей выражает и интересы в основном богачей, которым обеспечивается непрестанное увеличение богатств, процветание, обладание всеми благами современной цивилизации, тогда как для подавляющего большинства населения - примитивное жизненное прозябание; что подобное положение свойственно буквально всем капиталистическим странах, даже самым цивилизованным, где выборы якобы абсолютно «честные». То есть, что хоть честные хоть бесчестные выборы, но результат всегда и везде одинаков. Вместе с тем и без реформ вообще нельзя. Ибо исторический ход прогресса непрерывно и неизбежно ставит перед производством и обществом все новые и новые требования, которые неизбежно и по возможности быстро должны выполняться. По крайней мере, существующая ситуация должна приближаться к этим требованиям, поскольку вообще не считаться с ними невозможно. Вот отдельными реформами и вносятся в ход развития всевозможные корректировки и усовершенствования, подгоняющие имеющееся положение под все расширяющиеся и углубляющиеся требования прогресса. Как раз эту положительную и объективно необходимую сторону реформ использует буржуазная пропаганда, вводя обывателя в иллюзию всесилия собственно реформаторства.
Рассмотрим, где реформы есть объективная потребность развития общества и производства, а где лишь ширма, скрывающая массовый обман людей. Необходимость такого понимания вызвана тем, что буржуазия, уже исчерпавшая прогрессивный потенциал, пытается поддерживать и оправдывать свое продолжающееся господство посредством внедрения различных подложных идей, насаждением всевозможных иллюзий и отвлекающих миражей. Для того создан и реформаторский мираж, увлечением в погоню за которым буржуазный класс пытается увести общество от действительно прогрессивных и потребных ему преобразований. Прежде всего, от его движения к социализму. Поэтому, по большому счету, буржуазное реформаторство обращается в орудие реакции, в тормоз собственно прогрессу.
Для упрощения понимания разделим общественное реформаторство на два направления - реформы производственно-экономические и реформы социально-политические.
Несомненно, реформы в производственно-экономической сфере в своей значительной части имеют прогрессивное назначение, т.к. обусловлены объективным ходом экономического развития. Собственно само развитие капитализма, после установления политической власти буржуазии, можно представить постоянным, последовательным и разносторонним реформированием (реформировать – преобразовывать, изменять, переустраивать что-либо) производства и производственных отношений, всей жизни общества. Что совершенствует и улучшает производительную деятельность, делает жизнь людей более благоприятной. Это процесс объективный и обусловлен, с одной стороны, техническим прогрессом развития собственно производительных силы общества, с другой стороны, все более обостряющимся конфликтом между мощно развивающимися производительными силами и теми узкими рамками, в которые их втискивает капиталистический способ производства, и с третьей, постоянной и неуемной погоней капиталиста за увеличением прибылей. Опираясь на объективно улучшающуюся посредством такого реформаторства жизнь общества, спекулируя на этом улучшении, буржуазная пропаганда вводит в обман неискушенную обывательскую массу, возводя реформы в некую панацею от всех зол существующего капиталистического бытия. Но обман состоит в том, что, даже улучшая те или иные отдельные элементы хозяйствования, совершенствуя и двигая техническое развитие производства вперед, и тем, безусловно, повышая жизненный уровень населения, реформы не решают, ибо объективно неспособны решить в условиях капитализма, сущностные проблемы ни капиталистической экономики, ни капиталистического общества. Поэтому за реформаторским ажиотажем скрывается неспособность буржуазии решить проблемы производства и общества основательно. Реформами в таком случае лишь сглаживается острота существующих при капитализме, все более нарастающих и обостряющихся, противоречий, лишь затушевываются отдельные пороки капиталистической системы, лишь латаются некоторые ее прорехи. Что бы не выдумывали буржуазные экономисты, но никакими реформами не избавить капитализм ни от кризисов, ни от безработицы со всеми бедами идущими от них. Ибо, как объясняет марксизм, причина в том, что современные производительные силы превосходят буржуазную форму их использования, что они стали непомерно велики для буржуазных отношений собственности, которые уже не могут вмещать созданное ими богатство. Это проявляется в том, что вся масса средств производства не может быть превращена в капитал, в орудие эксплуатации рабочей силы, а потому они остаются без употребления. Вместе с ними вынуждена бездействовать и армия рабочих. То есть, как это не парадоксально, но весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил. Чтобы как-то сгладить такое противоречие и отладить функционирование экономики, используются всевозможные ухищрения, претворяющиеся в жизни в виде неких реформ. Самой существенной реформаторской подгонкой капиталистических отношений под требования прогресса стал отход от капиталистического принципа рыночного саморегулирования и обращение к систематическому государственному регулированию. То есть образование государственно-монополистического капитализма, при котором был найден такой суррогат механизма общественного регулирования, функционирование которого укладывается в капиталистические производственные отношения. Тем не менее, эти реформы, хотя и способствуют какому-то оживлению производительных сил, но, в конечном счете, консервативны, более, они реакционны, поскольку не развивают производство вперед по пути прогресса, а, напротив, пытаются сохранить, закрепить существующее положение, т.е. сдерживают и останавливают развитие производства. По сути это попытки не выполнить требования прогресса, но лишь как-то подстроиться под него, обмануть его. Ведь никакими реформами невозможно осуществить такие объективные и назревшие требования современного прогресса, как неограниченное обобществление производства, как научно-рациональное его регулирование и планирование, как централизованное управление производительными силами. На пути чему непреодолимой стеной стоит капиталистическая частная собственность, которая подчиняет развитие производительных сил своекорыстным интересам отдельных капиталистов. Как видим, капиталистические отношения собственности вместо того, чтобы развивать производство, стали тормозить его, превратились в его оковы и не служат более развитию буржуазной цивилизации. Эти оковы должны быть разбиты и их разбивает социализм, передавая производительные силы в общественную собственность и устанавливая общественное управление ими. Тогда вся земля, орудия производства, заводы, машины, рудники переходят в руки всего общества для организации производства, при котором все производимое трудящимися и все улучшения в производстве будут идти на пользу самим трудящимся. Таким образом, развитие человечества вперед осуществимо лишь к социалистическому обществу.
Отдельно выделим особую реакционность попыток вести хозяйствование с националистических позиций. Ведь капитализм вырвал из-под ног промышленности национальную почву и на место местной и национальной замкнутости поставил всестороннюю связь и всестороннюю зависимость наций друг от друга. Поэтому национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, а попытки их возрождения все более разрушительными для экономик националистических государств.
Вместе с тем, вынужденный проводить необходимые прогрессу реформы и оживляя посредством их производительные силы, капитализм одновременно обостряет то же неразрешимое для него противоречие, а именно, несовместимость возможностей современного производства с частнособственническим способом их использования. То есть сам создает проблему перепроизводства, а значит и предпосылку для новых кризисов. Фактически подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им. Как видим, экономические реформы для капитализма, с одной стороны, жизненно необходимы, в силу требований прогресса, пренебрегать которыми никто не может, тогда как с другой, исходя из коренного интереса буржуазного класса – опасны для самого его существования. Ибо, повышая производительность, они наращивают «избыток» нереализовываемой продукции и тем ведут к очередному кризису. Именно поэтому иные, как правило, наиболее прогрессивные, существенные и потребные обществу, реформы зачастую «не идут», поскольку ставят под угрозу само существование выгодного буржуазии порядка жизни. Поэтому на деле буржуазный класс их попросту либо вообще саботирует, либо, ввиду невозможности полного игнорирования, проводит в урезанном и искаженном виде. Буржуазная пропаганда при этом выдумывает тому разные оправдания, уверяя, что поиск необходимых реформ якобы надо просто продолжать. То есть откровенно лжет, поскольку изменить положение не могут никакие реформы. Которые разве что, в лучшем случае, способны привести лишь к временному и только частичному улучшению положения, к временному и только частичному сглаживанию обострившихся противоречий. Однако процесс развития производства не остановить и противоречия капитализма остаются, вновь приводя в расстройство все капиталистическое общество и вновь требуя спешного выдумывания очередных реформ. Круг замыкается. Поэтому масса простых людей, слепо надеющаяся на буржуазные реформаторские выдумки и звучные обещания, в конечном счете, вновь и вновь оказывается одураченной. Чтобы выйти из порочного круга надо уничтожить капитализм, надо заменить его социализмом. Ибо социализм разрешает имеющееся противоречие по существу, приводя способ производства, присвоения и обмена в соответствие с современным характером производительных сил и тем полностью реализует современные требования прогресса.
Оговорим, что сторонники социализма не против реформ вообще. Они всегда поддерживают всякое действительное улучшение экономического и политического положения общества и масс людей, а также движение вперед по пути прогресса. Но они не ограничиваются собственно реформами, а прямо подчиняют их борьбе за прогресс, за социализм. В частности, для примера, они не выступают против буржуазного огосударствления экономики, а, наоборот, поддерживают дальнейшее расширение экономических функций буржуазного государства, но с тем условием, чтобы эти функции осуществлялись в интересах трудового народа.
Более наглядными и непосредственно ощутимыми для масс людей являются реформы социально-политические. Эти реформы усилиями буржуазной пропаганды представляются главным и единственным средством для решения любых социальных проблем, чем создают в обществе ложное представление о якобы возможности избавиться от всех существующих бед и зол посредством буржуазного демократизма. Мол, стоит лишь некими реформами подкорректировать работу парламента или усовершенствовать избирательную систему, как в обществе сразу установятся порядок и всеобщее процветание. Тем не менее, за шумной возней вокруг демократизаторских реформ невозможно утаить, что вся буржуазная демократия на деле есть орудие фактической диктатуры буржуазии, предназначенное для обеспечения и охраны частной собственности, подчинения всего общества условиям, обеспечивающим буржуазный способ присвоения. Ведь не скроешь, что даже при самых демократических порядках в условиях капитализма во всех органах и структурах власти всегда заправляют если не миллиардеры, то миллионеры, если не сами, то через своих наемных ставленников. И давно уже ни для кого не секрет, что правительства ставятся не народом, а олигархами. Так у нас в стране, так в любой другой стране капиталистического мира. Поэтому марксизм указывает, что даже самая демократическая буржуазная республика, освящаемая лозунгами всенародной, общенациональной, внеклассовой неизбежно остается на деле – в силу того, что существует частная собственность на средства производства – диктатурой буржуазии, машиной для эксплуатации и подавления громадного большинства трудящихся горсткой капиталистов. При этом подчеркивается, что при капитализме не бывает и не может быть действительного участия эксплуатируемых масс в управлении страной, не бывает и быть не может действительных свобод для эксплуатируемых. Хотя бы потому, что все СМИ, каналы телевидения и радио, типографии, всевозможные технические средства и условия необходимые для осуществления «свобод» являются привилегией олигархов и богачей, т.е. буржуазная демократия наглухо замкнута в кругу богатого истеблишмента. Она безоговорочно является вотчиной исключительно богатеев. Как на Украине, так и в России, так и в Америке, Японии, Африке. И это не случайно. Дело в том, что «…если действительно все участвуют в управлении государством, тут уж капитализму не удержаться» (Ленин, «Государство и революция»). Ибо ни один народ не согласится бесконечно бедствовать и надрываться во благо ничтожной горстки тунеядцев. Отсюда ясно, что надеяться на действительное участие масс населения в буржуазной демократии, не приходится. Буржуазия никогда того не допустит, т.к. тем самым поставит под угрозу свое собственное благополучие. А значит, все буржуазные социально-политические реформы всегда направлены не на расширение и углубление демократии и демократических свобод для масс людей, но исключительно на то, чтобы хитрее не допустить эту массу к демократии, чтобы защитить свое политическое верховенство, прежде всего, через обеспеченное большинство в законодательных органах, гарантировать сохранение власти в руках ничтожного меньшинства. В том вся суть буржуазного «демократизма». Потому для абсолютного большинства населения буржуазная демократия всегда есть мираж, фикция. При такой «демократии», неизменно узкой, тайком отталкивающей бедноту, а потому насквозь лицемерной и лживой, как не выдвигай депутатов, как не считай голоса, как не изменяй число парламентариев и т.п., но в конечном результате действительная власть неизбежно останется за буржуазией. Таким образом, буржуазная демократия всегда и безоговорочно есть демократия эксплуатации и эксплуататорского меньшинства, покоящаяся на ограничении прав эксплуатируемого большинства и направленная против этого большинства. Это общий и безусловный закон жизни капиталистического общества, подтверждающийся тем, что именно он присущ всем без исключения, как развитым, так и недоразвитым, капиталистически-буржуазным странам. Не будем особо вникать в детали механизмов, посредством которых буржуазному классу удается устанавливать в обществе свое «демократическое» правление. Выше отмечалась невозможность практического участия в демократии для большинства населения, не имеющего средств и таким образом не допускаемого к участию в демократии, но еще есть прямая покупка избирателей, подкуп властных чиновников, бесстыдный обман при представлении претендентов, «обличительная» грязь друг на друга в подкупаемых СМИ, кандидаты-клоны, заказное киллерство, терроризм и т.д. и т.п. Их дополняют подлоги и прямая фальсификация результатов. Как видим, на деле буржуазный демократизм представляет собой хорошо и всесторонне разработанный социальный проект буржуазного класса по установлению и удержанию своей власти, своего господства, своей системы угнетения и эксплуатации трудового народа. Эта «демократия» не имеет ничего общего с подлинным демократизмом, в переводе с древнегреческого означающего народовластие. Но где же народовластие, когда везде заправляют представители всего нескольких процентов населения страны. Исходя из того, марксизм открыто и конкретно определяет, что буржуазная демократия неизбежно остается на деле демократией буржуазии – демократией в ее интересах, демократией для меньшинства, демократией обеспечивающей этому меньшинству возможность подавлять, эксплуатировать и грабить громадное большинство трудящихся, паразитировать на труде большинства. Безусловно, это положение несправедливо и должно быть изменено. Современное человеческое общество располагает таким уровнем производительных сил, которые, при разумной организации и упорядоченном распределении, позволяют создать количество необходимых для жизни предметов, что каждый член общества будет в состоянии безбедно жить, свободно развивать и применять свои способности. Для того нужна другая общественная организация, которая позволит промышленности действовать с пользой для всех, а все производимое распределять соответственно потребностей каждого. Выполнение такой задачи возможно лишь при демократии большинства, т.е. демократии пролетарской.
Здесь необходимо развеять такую буржуазную пропагандистскую ложь, как утверждение о неком якобы естественно свойственном буржуазии стремлении к развитию демократии. Однако исторический опыт говорит о том, что буржуазная политика всегда устремлена не к прогрессу и совершенствованию демократии посредством расширения и углубления демократических свобод и прав масс населения, а к реакции, к ущемлению и ограничению демократии, к ее сужению для этой массы. Именно реакционность, вплоть до установления фашистских порядков, закономерна и естественна для всей буржуазной «демократической» политики. Поэтому всякое продвижение в развитии демократизма вперед есть результат не милостивого соизволения буржуазии, но, через забастовки рабочих, деятельность профсоюзов, всевозможные массовые протесты, акции разных общественных организаций, действия при многочисленных избирательных кампаниях и т.п., итог классовой борьбы трудового народа. При этом буржуазия всегда нацелена на ужесточение своего правления и полный отказ от всяческих «демократических» игр, а при малейшей опасности для своего господства готова забыть вообще о всяких демократиях и начать стрелять. Причем опыт всех революционных выступлений пролетарских масс однозначно свидетельствует, что именно буржуазия всегда без колебаний начинала стрелять первой. В свою очередь именно пролетариат является до конца последовательным демократом, ибо демократизация политического и общественного строя отдает этот строй в его руки. Поэтому сознательный пролетариат всегда ставит своей задачей решительную борьбу за полную политическую свободу, за подлинную демократию. Ради достижения своей главной цели – свержения ига капитализма и утверждения социализма, а другого пути к тому, кроме как через демократизм, через политическую свободу, нет. Таким образом, прогрессивное развитие демократии в обществе осуществляется не стараниями буржуазии, а, напротив, наперекор ей, непрерывной борьбой пролетарской массы. То есть не благими желаниями буржуазии и не молитвами попов, а повседневной борьбой масс людей за собственные права и свободы. Отсюда, все демократические достижения современного общества не дарованы буржуазией и не являются естественным следствием капиталистического развития, но есть результат непрерывной и жестокой классовой борьбы пролетарских масс, прежде всего, рабочего класса, как передового отряда этих масс. За свободу, за справедливость, за равенство, за достойную жизнь. Поэтому степень демократичности всякого современного общества пропорциональна исключительно силе борьбы его трудящихся за свои права. Обратим внимание, что само развитие демократии, с одной стороны, требует социализма, а с другой - превращается в социализм. Дело в том, что, как указывалось выше, общественному производству все больше требуется общественное управление. Практически это требование реализуется через демократию, через демократическую, т.е. общественную, власть пролетарского государства, осуществляющего управление всем общественным хозяйствованием. И опять видим, как буржуазия, тормозя и препятствуя развитию демократии в обществе, по существу является тормозом для всего прогресса, а своими реформами лишь пытается подстроиться под прогресс, как бы его обойти и обмануть.
Из сказанного ясно следует, что при буржуазном демократизме пролетарскому классу никогда не скинуть цепи рабства, а все социально-политическое реформаторство буржуазии лишь совершенствует ее фактическую диктатуру. Потому, чтобы освободиться, этот класс должен завоевать демократию для себя. Что означает на деле сделать ее возможной для всех, а не только для избранных. Такая демократия выдвигает к управлению обществом представителей трудящихся масс, делает из них и законодателей, и исполнителей, и силовую охрану, поднимает к самостоятельному участию в управлении государством миллионы и миллионы людей. Тогда как буржуазно-парламентская демократия душит самостоятельную политическую жизнь масс, их непосредственное участие в демократическом строительстве всей государственной жизни снизу доверху. Потому пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии, а власть, построенная на ее основе, в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики. Вместе с тем и в силу того, что власть создается самими трудящимися, поддерживается их энергией и творчеством, т.е. является непосредственной организацией самих трудящихся, она всецело работает на осуществление интересов этих трудящихся. В том источник ее силы, твердости, непобедимости. История СССР это превосходно показала. Потому марксизм учит, что путь освобождения пролетариата, а значит и общественного прогресса, не в совершенствовании, но в замене демократизма буржуазного на демократизм пролетарский. С конечным преобразованием народо-властия в народо-управление. Революционная практика нашего народа нашла такую систему организации власти пролетариатом, которая полностью соответствует и реализует пролетарский демократизм. Это система Советов и Советское государство. Советы являются новой формой государственной организации общества и демократией по-новому. Новизна заключается в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата становятся те классы, которые угнетались капитализмом. То есть, если раньше демократия осуществлялась для меньшинства и в интересах меньшинства, то теперь она становится демократией огромного большинства в интересах огромного большинства. Ибо Советы привлекают к постоянному, действительному и решающему участию в демократическом управлении государством трудящееся массы, т.е. абсолютное большинство населения. В силу этого, они приноровлены не к задачам его эксплуатации и угнетения, как это присуще буржуазному парламентаризму, а к задачам полного освобождения этого большинства от всякого гнета и эксплуатации, к его интересам. Таким образом, Советы являются наиболее массовой и наиболее демократической государственной организацией, властью большинства населения, государством этого большинства. Поэтому Советы есть та форма государственного устройства, которая способна заменить буржуазную демократию демократией пролетарской и стать основой пролетарской государственной власти. Как говорил Ленин, с появлением Советов эпоха буржуазно-демократического парламентаризма кончилась и началась новая глава всемирной истории – эпоха пролетарского демократизма. Власть Советов – истинно демократическая власть, т.е. власть организованного большинства народа, предоставляющая почин и самостоятельность большинству народа не только в выборе депутатов, но и в управлении государством, в осуществлении реформ и преобразований. Их сущность заключается в том, что постоянной и единственной основой всей демократии и построенной на ее основе государственной власти, всего государственного аппарата становятся трудящиеся массы. Именно эти, составляющие абсолютное большинство населения, массы, прежде угнетаемые и эксплуатируемые, привлекаются к непосредственному и решающему участию в демократическом управлении государством и всей жизнью общества. Свою силу и значимость Советы показали в Октябрьской революции, ставшей возможной благодаря им, и в последующем социалистическом созидании, выведшем СССР от сохи и лаптей в мировые лидеры.
Как бы не хитрила буржуазия, но общественный прогресс, его движение вперед, заключается в социализме. С одной стороны, в упразднении частной собственности, что открывает путь свободного развития производительных сил и устраняет порабощение миллионов неимущего народа кучкой капиталистов. С другой стороны, в пролетарском демократизме, в общественном управлении производительными силами, что организует и направляет развитие общества по пути прогресса и благополучия. Сама жизнь, повседневные столкновения с ее трудностями и несправедливостями, последовательно и неуклонно подводит трудящихся к осознанию необходимости такого полного переустройства всего общественного порядка и установления порядка, при котором каждый человек будет активным, полноправным и равным членом общества. То есть к осознанию необходимости установления социалистического порядка отношений между людьми. Вместе с тем, все буржуазные реформаторские штопки изжившего себя и гибнущего строя, все попытки буржуазного класса отстранить трудящуюся массу от действительного участия в демократии и управлении государством есть прямое реакционное противодействие историческому ходу прогресса. В этом случае, буржуазное реформаторство – попытка скрыть свою реакционность, обмануть общество и обойти прогресс. Безусловно, попытка тщетная.
|